RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах.

Книжные раритеты: гиганты и малютки из собрания книжных памятников
Научной библиотеки ТГУ

Среди изданий, привлекающих наибольшее внимание, как правило, выделяются книги необычного размера – книги-гиганты и мини-издания. Самые известные их них всегда были показателем уровня типографского искусства разных стран и эпох. В этом выпуске мы расскажем об изданиях, хранящихся в НБ ТГУ и поражающих нас своим размером. Мы ответим на вопрос, почему их авторы и издатели выбирали столь необычные форматы для книг и с какими трудностями сталкивались, печатая их.

Начнём с гигантов.

Одна из самых больших книг в отделе рукописей и книжных памятников НБ ТГУ – это три тома карт и гравюр из многотомного издания «Описание Египта». Размер переплёта томов – 109 х 71 см, размер некоторых оттисков достигает в длину 114 см, в ширину – 74 см. Листы такого размера называют иногда «королевским фолио».

История этого издания связана с одной из военных авантюр Наполеона Бонапарта – египетской экспедицией 1798-1801 гг. Как известно, будущий император в этом походе ставил не только военные цели – для изучения страны его сопровождал целый отряд учёных, исследователей, художников (более 2000 человек!). Среди них Гаспар Монж, Жан Фурье, Клод Луи Бертолле и др. В результате их работы были собраны многочисленные материалы, относящиеся к истории и современности Египта, заложены основы египтологии и определено её развитие на много лет вперёд.

После завершения экспедиции встала задача публикации её результатов, для чего распоряжением министра внутренних дел Франции Жана-Антуана Шапталя в 1802 г. была создана специальная комиссия.

Первые тома, озаглавленные «Описание Египта, или сборник наблюдений и исследований, которые были сделаны в Египте во время экспедиции французской армии, изданный по приказу Его Величества Императора Наполеона Великого», появились в 1809 г. Последующие выходили  в 1812, 1817, 1822 гг., заключительные увидели свет в 1829 г. – всего 23 тома, в которых содержится около 900 гравюр. Удивительно, что всё это время публикация продолжалась, несмотря на громадные финансовые затраты и политические изменения в стране (после падения Наполеона тома «Описания Египта» выходили уже по приказу короля Людовика XVIII). Печать топографических карт осуществилась только в 1818 г., потому что Наполеон считал их военной тайной. Учитывая последовательное сокращение тиража в процессе печатания от первого тома до последнего, было издано всего 500 полных комплектов.

«Описание Египта» включает 10 томов небольшого формата с описаниями, а также 13 томов с гравюрами: 10 из них большого формата и 3 – гигантского. Среди последних – топографический атлас Египта, созданный географом Жакотином.

Нужно отметить, что задача печати гравюр была одной из самых сложных: во-первых, из-за объёма собранных материалов, во-вторых – из-за возможностей типографского оборудования. По задумке издателей, монументализму архитектуры Древнего Египта должен был соответствовать и гигантский формат гравюр. Для реализации проекта известным изобретателем и участником египетской экспедиции Никола Конте была сконструирована специальная гравировальная машина, которая ускоряла работу по подготовке гравировальных досок. С её помощью над изданием трудились более сотни гравёров. Изображение этой машины, а также примеры 42 техник гравирования приведены в одном из томов «Описания Египта».

Усилий для публикации научных результатов экспедиции потребовалось не меньше, чем для военного похода, но и славы она принесла гораздо больше, чем авантюрная компания Наполеона, – и с точки зрения науки, и с точки зрения типографского искусства.

Три тома гигантского формата, хранящиеся в НБ ТГУ, принадлежали когда-то библиотеке немецких князей Шёнбург-Вальденбург. На экслибрисе этих томов помещены изображения герба и замка Вальденбург и подпись: «Fürst von Otto-Victor von Schönburg-Waldenburg». Речь, вероятно, идёт о князе Отто Викторе II (1882-1914), одном из последних владельцев замка Вальденбург. После Великой Отечественной войны часть имущества княжеской семьи попала на территорию России.

Следует добавить, что помимо этих томов в библиотеке хранятся ещё четыре тома первого издания «Описания Египта», которые поступили в НБ ТГУ в составе библиотеки князей Голицыных. В 1821-1826 гг. было предпринято второе издание книги. Вышло 26 томов описаний и 11 томов гравюр. В НБ ТГУ имеется полный комплект второго издания «Описания Египта», который хранится в составе библиотеки графов Строгановых. Здесь тома с гравюрами все одинакового формата; листы Атласа Египта такого же размера, как в первом издании, но они сложены пополам.

Если издание самых больших томов «Описания Египта» потребовало около 15 лет, то история  публикации одного из самых известных мини-изданий XIX в. длилась ещё дольше!

Речь идёт о «Божественной комедии» Данте Алигьери, изданной в Милане в 1878 г. Её размер  32 х 55 мм, формат полосы набора – 37 х 20 мм. На странице умещается 30 строк. Из-за размера издание называют ласково «дантиной». На фронтисписе изображен крошечный портрет Данте, гравированный по фреске итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне из флорентийского Палаццо дель Барджелло.

История книги очень интересна и в некотором роде легендарна. Пуансоны для создания шрифта были изготовлены ещё в 1834 г. итальянским мастером Антонио Фарина. Своему изделию он дал название «L`ochino di mosca» (мушиный глаз). Однако при его жизни шрифт не использовался. В 1850 г. пуансоны приобрёл миланский издатель Джакомо Гноччи, который отлил с их помощью шрифт для набора и печати текста «Божественной комедии». Но он сумел напечатать только пять или шесть листов и вынужден был отказаться от сложного проекта – наборщики не могли справиться с таким утомительным для глаз заданием. В последующие двадцать пять лет шрифт переходил от одного печатника к другому, но никто не мог справиться с набором. После смерти Джакомо Гноччи его сын Джованни в 1873 г. решил завершить дело, договорившись с типографией братьев Салмин издать «Божественную комедию» к Всемирной выставке в Париже.

Печатать удавалось не более 30 страниц в месяц и потребовалось 5 лет, чтобы закончить печатание 500-страничной книжки. По легенде, корректор и наборщик едва не ослепли при работе. В итоге книга была завершена 9 июня 1878 г. Она была издана тиражом 1000 экземпляров. Это чудо микроскопической печати было представлено на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. и вызвало восторженные отклики.

В НБ ТГУ хранится второе издание книги – первое, на титульном листе которого обозначена типография Салмин, встречается крайне редко. В том же 1878 г. знаменитый издатель Ульрик Хоепли выкупил оставшиеся листы и заменил титульный лист – теперь на нём стояло: Milano, Ulrico Hoepli, 1878.

В фонде отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки есть и другие «гигантские» книги, и более крошечные мини-издания. Многие из них вписаны в историю книжного дела и культуры в целом. Узнать об этом и увидеть воочию подобные издания можно на экскурсиях в Музее книги.

Галерея

 

Артём Викторович Васильев,
кандидат исторических наук,
заведующий отделом рукописей и книжных памятников

 

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

 

 

Яндекс.Метрика