RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах.

 

Текст и мир глазами художника-старообрядца

 

В отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ хранится много иллюстрированных рукописей, которые представляют действительность глазами художника определённой эпохи. Так, в рукописи «Слова постнические» мы можем взглянуть на мир глазами художника-старообрядца, жившего в конце XIX в. «Слова постнические» – одно из аскетических сочинений известного христианского писателя VII века Исаака Сирина, епископа Ниневийского.

Эта рукопись попала в НБ ТГУ в 1920-е гг. в составе собрания Томской духовной семинарии, где хранилась с 1896 г. На листе 558 имеется запись, из которой становится известно, что она написана в 1894-1895 гг. «недостойным рабом Божиим Петром, учеником многогрешнаго Кирила».

Рукопись богато иллюстрирована, её можно рассматривать часами: 12 миниатюр и 3 сюжетные концовки, более 70 орнаментальных заставок и более 60 концовок, около сотни красочных инициалов, украшения колонтитулов практически на каждом листе. Среди них и причудливые разноцветные орнаменты, и сюжетные сценки, и пейзажи. В ряде заставок представлены изображения церквей и монастырей; они нарочито аллегоричны, что подчеркивается яркими, контрастными цветами и своеобразными формами зданий.

Наибольшее внимание в рукописи привлекают сюжетные заставки и концовки, в совокупности составляющие цикл, который можно условно назвать «скитским». Эти рисунки, выполненные только пером, в один цвет, подчеркнуто графичны. Первая заставка из этого цикла появляется перед началом слова 63-го, которое представляет собой описание добродетелей, необходимых каждому иноку (нестяжание, безмолвие, малоядение, небрежение о плоти и т.д.). На рисунке изображены две кельи на берегу реки. Слово 65-е, посвящённое безмолвию, также предваряется рисунком с изображением «пустыни». Судя по отдельным деталям прорисовки зданий, художник мог изображать некую конкретную, хорошо известную ему пустынь.

Следующая заставка представляет собой уже не пейзаж, а сюжетную сцену. Она предпослана слову 68-му «О отречении от мира и осквернении еж к человеком дерзновения». В этом тексте говорится о том, что инок должен возлюбить бегство от мира, но блудный демон будет склонять его к смехотворству и «парению мысли» – а это делает инока «сообщником мира, и живущих в мире, и тех, которые в мире преданы пьянству и непотребству». Именно живущие в мире и бегущие от мира люди изображены на этом рисунке.

Ряд заставок иллюстрируют отдельные положения из аскетики Исаака Сирина: о правильном входе в безмолвие, об «умеренном вкушении снедей» и т.д. Некоторые из них интерпретируют аллегории, приведённые в тексте, слишком буквально. Так, заставка перед словом 85-м представляет собой триптих: в одной части изображён корабль в море – это соответствует сравнению жизни монаха с плаванием в бурном море, приведённому в тексте. Другая часть рисунка иллюстрирует сравнение монаха с птицей, стремящейся в свое гнездо, чтобы вывести птенцов, – как и монах спешит сотворить в себе плод будущей жизни. В центре же триптиха изображён сам инок.

Заставка, которая предваряет слово 89-е, помещена в красочную и многоцветную орнаментальную рамку. Текст представляет собой наставления о праведной жизни, одно которых гласит: «Лучше беседуй со свиньею, нежели с чревоугодником, потому что свиное корыто лучше прожорливых уст». На рисунке мы видим свинью, которая ест из корыта, а рядом с ней сидит человек.

Художник отразил в сюжетных заставках основные взаимоотношения в системе «монах – окружающий мир»: здесь присутствуют церковь и пустынь как основные структурообразующие доминанты монашеской жизни, показаны основы взаимоотношений инока с миром («бегство от мира»), проиллюстрированы главнейшие монашеские практики. Рассматривая заставки и миниатюры из этой рукописи, мы можем увидеть мир глазами художника-старообрядца, жившего в конце XIX в.

Галерея

 

Валерия Анатольевна Есипова,
доктор исторических наук,
заведующая сектором изучения фонда
отдела рукописей и книжных памятников

 

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

 

 

Яндекс.Метрика