RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.  

Волшебный мир театра Оперἀ в книжной иллюстрации

«Опера – единственное убежище поэзии и фантазии, – написал Теофиль Готье в 1840 г. – Это уникальное место, где ещё воспринимают стихи, последнее убежище богов, сильфид, нимф, принцев и трагических принцесс; туда не допускается грубая реальность; это маленький мир, ослепляющий золотом и светом… Речь там – пение; шаги – пируэты; шёлк, бархат, золото и серебро сверкают повсюду… вечер в Опере позволяет вам отдохнуть от реальной жизни и вознаграждает за обязанность смотреть днём на отвратительных буржуа в пальто».

Во Франции опера медленно завоёвывала свои позиции. При Мазарини французская опера находилась в зачаточном состоянии, и всё в ней было итальянским: балеты, танцоры, певцы и машинисты. К счастью, молодой король Людовик XIV имел прекрасный вкус, грацию, возвышенное сердце и необыкновенную склонность к галантности. Он охотно танцевал в балетах, или специальных интермедиях, которыми заполнялось время антракта. В 1651 г. (в возрасте тринадцати лет!) он лично танцевал в балете к мифологической драме «Кассандра» в кардинальском дворце. Драма исполнялась итальянской труппой, личным покровителем которой был сам король.

«Примадонны театра Оперἀ, или Шедевры музыкального театра в иллюстрациях» – одна из самых красивых книг, созданных в эпоху французского романтизма. Она представляет собой сборник, в котором собраны рецензии на спектакли, составившие славу главного музыкального театра Франции в тридцатые-сороковые годы XIX века. Авторами рецензий стали известные театральные критики и литераторы Теофиль Готье (Théophile Gautier, 1811-1872), Жюль Жанен (Jules Janin, 1804-1874) и Филарет Шаль (Philarète Chasles, 1798-1873). Предваряет сборник статья, посвящённая истории становления оперного искусства в Италии и Франции (автор Филарет Шаль). Книга увидела свет в Париже в 1845 г. в кооперативной типографии Жана Батиста Ксавье Лакрампа (Lacrampe, 1785-1851). Каждая рецензия в книге сопровождается многочисленными иллюстрациями в технике тоновой гравюры, широко вошедшей в практику книгопечатания в середине XIX века. Многофигурные композиции органично вплетаются в текст, раскрывая сюжет, и вместе составляют гармоничное целое. Изюминку оформления, её оригинальную черту составили цветные декоративные рамки, разработанные специально для каждой статьи и не повторяющиеся от выпуска к выпуску. В сложном фантазийном узоре обрамления просматриваются персонажи и целые сцены балета, либо оперы. Названия произведений напечатаны в два цвета: черным и красным, чёрным и зелёным, чёрным и лиловым. Каждый выпуск дополнен портретом исполнительницы заглавной роли, отпечатанным на отдельном листе.

Как пишет Филарет Шаль, создателем оперы во Франции можно считать маркиза Александра Сурдеака из старинного рода де Риё. Маркиз имел большое состояние, которое ему хотелось потратить с пользой. Он наполнил свой замок в Нормандии художниками, декораторами, столярами, слесарями и театральными машинами. Долгое время он работал над воплощением в декорациях неба, моря, гор, лесов, грома, молнии, а когда остался доволен результатом, призвал к себе своего земляка Корнеля, написавшего для него «Золотое руно». Труппа артистов театра Маре за высокую плату исполнила трагедию в замке Нейбург. Вся провинция и часть двора откликнулись на приглашение маркиза. В течение двух месяцев он содержал более тысячи человек, давал представления, а по окончании подарил всё – постановки и оборудование к ним – театру Маре. Театр возвратился из Нормандии в столицу, и Париж рукоплескал новому зрелищу. Маркиз разорился, но опера была создана.

В 1669 г. маркиз Сурдеак совместно с капельмейстером королевы Камбером и аббатом Пьером Перреном получили привилегию для «Королевской академии музыки», которая была открыта на улице Генего. Начиная с этого времени Париж уже не мог жить без оперы. Настоящая слава приходит к опере во времена Регентства и продолжается до падения Старого режима. Пережив период упадка во времена Революции, опера возродилась при Империи. После революции 1830 г. театр становится самостоятельным коммерческим предприятием под управлением назначенного директора, с твёрдой субсидией от государства, но без диктата двора в определении репертуарной политики. В театре по приглашению дирекции гастролировали знаменитые танцовщицы из Италии, Австрии, Дании и других стран Европы. Специально для них создавались спектакли, призванные раскрыть сильные стороны их дарования.

Мария Тальони (Taglioni, 1804-1884), прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, дебютировала в театре Опера в 1827 году. Визитной карточкой Марии Тальони стал романтический балет «Сильфида». Сюжет балета основан на фантастической новелле французского писателя Шарля Нодье «Трильби» (1822). Сильф и Сильфида – это духи леса, олицетворяющие стихию воздуха. Сильфида невидима для всех, за исключением того, кого она любит. Премьера балета на музыку французского композитора Жана Шнейцхоффера в постановке балетмейстера Филиппо Тальони состоялась в 1832 году в Гранд-Опера в Париже.

«Хромой бес» (1836), балет в трёх актах на музыку Казимира Жида, создан специально для прима-балерины театра «Опера́ де Пари́» Фанни Эльслер (Elssler, 1810-1884). Премьера прошла 1 июня 1836 года и имела головокружительный успех. Кульминацией балета стал номер, построенный на движениях в ритме испанского национального танца «качуча», уже вполне известного во Франции, но, благодаря грациозности Эльслер, получившего как бы второе рождение.

Фантастический балет «Жизель, или Вилисы» (1841) на музыку Адольфа Адана был создан специально для Карлотты Гризи (Grisi, 1819-1899), а сама она, вместе с Марией Тальони, стала символом романтического балета. В основу сюжета положена старинная славянская легенда о вилисах – девушках, умерших от несчастной любви накануне своей свадьбы и мстящим встретившимся им молодым мужчинам, «затанцовывая» их до смерти. Критики единодушно объявили, что «Жизель» – величайший балет своего времени. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем».В 1843 году композитор Цезарь Пуни и балетмейстер Жюль Перро сочинили балет, получивший название «Ундина, или Наяда». Либретто написал сам балетмейстер, он несколько изменил сюжет и имена оригинального литературного произведения Фуке. Премьера прошла в Лондоне 22 июня 1843 года в Королевском театре Хеймаркет, главные партия исполняли Фанни Черрито (Cerrito, 1817-1909) – Ундина – и Жюль Перро (Perreau, 1810-1892) – Маттео. Ни одно хореографическое произведение не пользовалось здесь таким успехом, как «Ундина». В южных странах – Франции, Италии, Испании – легенда о духе водоёмов, обретшем образ девы, напротив, не получила отклика в сердцах читателей. Филарет Шаль, автор рецензии о лондонском спектакле, выражает надежду, что со временем этот балет будет поставлен в Париже, где его примут с таким же энтузиазмом, как в Лондоне.

В заключение следует отметить, что книга «Примадонны театра Оперἀ, или Шедевры музыкального театра в иллюстрациях» входит в состав книжного собрания графа Г.А. Строганова (1770-1857), большого любителя и знатока музыкального театра.

Галерея

 

Ольга Васильевна Крупцева,
ведущий библиотекарь
отдела рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика