НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

PROдвижение: Читательские билеты: больше, чем просто новый дизайн

Приветствуем всех, кто зашел на эту страничку: читателей, коллег, посетителей сайта! Мы продолжаем диалог в рубрике «PROдвижение». Сегодня поговорим о наиболее актуальном - новых читательских билетах Научной библиотеки ТГУ. Размышлениями делится заведующая отделом обслуживания Галина Николаевна Сербина.

Как часто вы посещаете Научную библиотеку? А ваши однокурсники или коллеги? Друзья, которые учатся или работают в других университетах?

Мы знаем, что каждый из наших читателей – будь то студент, преподаватель, научный сотрудник – имеет свои предпочтения в выборе ресурсов и услуг, времени и продолжительности посещения библиотеки. И эти предпочтения будут существенно отличаться у студента и, допустим, сотрудника исследовательской лаборатории.

Читательская аудитория Научной библиотеки значительно выросла в последние годы и стала более разнообразной. В первую очередь, как мы заметили, увеличилось количество читателей, не связанных с учёбой или работой в ТГУ, – мы стали более открытыми городу и его университетам, жителям и гостям Томска. С другой стороны, меняется не только читательская аудитория – мы развиваемся, растут наши возможности, нам есть что предложить каждому из наших пользователей.

Как помочь читателю, чтобы он не запутался в обширном списке доступных сервисов и услуг, выбрал именно то, что нужно ему здесь и сейчас? Проанализировав потребности нашей аудитории и те виды деятельности, которыми занимаются читатели в пространстве Научной библиотеки, мы пришли к убеждению, что настало время разделить читательские билеты на категории – по разному набору услуг для разных читателей.

Итак, с нового учебного года действуют два типа билетов – «Базовый» и «Оптимальный». Какие задачи мы попытались решить с помощью такого разделения?

Актуальна для многих студентов и сотрудников ТГУ проблема продления срока пользования изданиями, выданными на дом. В «Оптимальном» читательском билете мы предусмотрели услугу «увеличение количества продлений выданных на дом изданий в 2 раза (кроме изданий, выдаваемых сроком на 1 год)». В случае необходимости владелец такого билета сможет бесплатно увеличить срок пользования книгой вдвое. Получить услугу можно через личный кабинет в электронном каталоге, либо обратившись на абонемент с вашим новым читательским билетом (книги, которые вы хотите продлить, приносить с собой не обязательно).

Услуга бронирования помещений для индивидуальной и групповой работы, едва появившись, стала такой востребованной, что в последнее время возникла проблема: часть читателей пользовалась этой услугой в неограниченном объёме, другая часть студентов и преподавателей ТГУ не всегда имела к ней доступ. При открытии информационного центра 24/7, исследовательского зала, международного ресурсного центра (т.е. там, где предоставляется услуга бронирования помещений) отсутствие ограничений было отличной практикой – количество посещений резко выросло. Но мы хотим предоставить возможность заниматься в этих пространствах как можно более широкой и разнообразной аудитории, поэтому предлагаем пользователям библиотеки выбрать, исходя из предшествующего опыта и планов работы, тот тип билета, который удовлетворяет вашим потребностям. Так, «Базовый» читательский билет дает возможность бронирования данных помещений до 30 часов в месяц (для разных категорий читателей и типов помещений – подробнее в инфографике «Как выбрать читательский билет»). А в случае необходимости бронирования помещений сверх определённого объёма часов вы сможете воспользоваться услугой согласно прейскуранту платных услуг.

Если же вы, например, студентка ТГУ, организующая клуб по интересам, и вам необходимо помещение для проведения встреч клуба, то вы можете воспользоваться «Оптимальным» читательским билетом для бронирования кабинетов групповой работы в исследовательском зале. Для преподавателей, часто проводящих в библиотеке групповые занятия, также советуем воспользоваться услугами «Оптимального» читательского билета: по нему отменены ограничения по количеству забронированного времени в помещениях исследовательского зала и международного ресурсного центра. Нужно только учесть, что приоритет в бронировании аудиторий №№ 3 и 7 исследовательского зала отдан общеуниверситетским научным мероприятиям, а в бронировании помещений международного ресурсного центра – занятиям по иностранным языкам и международным мероприятиям.

Мы знаем, что пользователям не всегда хватает рабочих мест с компьютерами, а некоторые из читателей хотели бы работать с электронными ресурсами библиотеки не в читальных залах, а в так называемых «третьих местах» библиотеки – например, на «красных диванчиках» в холле около международного ресурсного центра. Поэтому мы решили предложить нашим читателям воспользоваться ноутбуками и планшетами Научной библиотеки, чтобы иметь возможность заниматься в любом читальном зале и холлах нового здания. По «Оптимальному» читательскому билету такая услуга доступна бесплатно в течение 2 часов в день, по «Базовому» читательскому билету ею можно воспользоваться в соответствии с прейскурантом платных услуг. Ноутбуки и планшеты можно получить в библиографическом информационном центре (2 этаж нового здания, исследовательский зал) и международном ресурсном центре (3 этаж нового здания).

Ещё одним нововведением стало предоставление пользователям, оформившим «Оптимальный» читательский билет, возможности оставлять на одни сутки книги и другие печатные материалы в ячейках информационного центра 24/7. Это довольно удобная услуга в том случае, если вы готовитесь в библиотеке к какому-либо проекту с большим количеством книг, документов, печатных материалов, а вам потребовалось выйти за пределы здания библиотеки – на пару, за кофе, или даже если вы решили отложить подготовку проекта и вернуться в библиотеку завтра. В этом случае вы можете оставить свои документы в ячейке информационного центра 24/7, обратившись к консультанту или сотруднику службы охраны, и вернуться за ними позже. Но мы убедительно просим вас не оставлять в ячейках ценные вещи, деньги, официальные документы. Более подробную информацию об использовании ячеек вы можете получить у консультантов центра.

Для читателей, не обучающихся и не работающих в ТГУ, с 1 сентября также действует ряд изменений по «Базовому» и «Оптимальному» читательским билетам. Для «Оптимального» доступны следующие возможности: посещение информационного центра 24/7 в ночное время (21:00 – 09:00); посещение языковых клубов Научной библиотеки (английского, немецкого, французского); пользование ноутбуками и планшетами Научной библиотеки бесплатно 2 часа в день; бронирование кабинетов исследовательского зала (индивидуальных и для двоих) в объёме 20 часов в месяц; бронирование комнаты для групповой работы информационного центра 24/7 в объёме 20 часов в месяц; получение индивидуальных и групповых рассылок о новых поступлениях изданий, о доступе к удаленным базам данных; хранение документов в индивидуальной ячейке информационного центра 24/7 в течение суток. Принципиально вам нужно определиться: хотите ли вы посещать информационный центр 24/7 в ночное время (21:00 – 09:00) и посещать языковые клубы Научной библиотеки (английский, немецкий, французский), так как эти услуги недоступны по «Базовому» читательскому билету. Остальные услуги оплачиваются в соответствии с прейскурантом платных услуг. Читательский билет стороннего пользователя можно оформить сроком на 1 месяц или 1 год.

Мы надеемся, что вы воспримете новые читательские билеты не только как внешние изменения в дизайне, а как инструмент для максимального использования возможностей библиотеки. В свою очередь, мы будем постоянно расширять и адаптировать список услуг и сервисов для наших читателей.

Ваши вопросы о пользовании новыми читательскими билетами оставляйте на странице виртуальной справочной службы или отправляйте на consultant@lib.tsu.ru, и мы ответим вам лично, а если вопрос окажется актуальным для многих, то внесем его на страницу «Новые читательские билеты: Вопрос-ответ».

Ваши предложения по новым услугам присылайте заведующей отделом обслуживания Галине Николаевне Сербиной по адресу: serbina@lib.tsu.ru.

Будем рады вашим отзывам на специальной странице сайта «Оставить отзыв».

 

Галина Николаевна Сербина

заведующая отделом обслуживания НБ ТГУ

До встречи!

 

Ваши комментарии, отзывы и предложения пишите по адресу: bubenova@lib.tsu.ru
Спасибо за уже присланные отклики на выпуски рубрики, мы вам обязательно ответим.

Архив  выпусков

 

 

Яндекс.Метрика