НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

PROдвижение: Организация Международной школы реставрации в Научной библиотеке ТГУ

Приветствуем всех, кто зашел на эту страничку: читателей, коллег, посетителей сайта! Мы продолжаем диалог в рубрике «PROдвижение». Сегодня поговорим о Международной школе реставрации, одном из направлений разработок стратегической сессии университетских библиотек России. Размышлениями делится заместитель директора Научной библиотеки ТГУ Ольга Владимировна Манернова.

В рамках проведения стратегической сессии библиотек университетов России «Собери новую библиотеку», в  направлении: Библиотека – центр сохранения книжной памяти, работали профессиональные площадки по разработке новой модели развития университетских библиотек в области сохранения и организации доступа к книжному культурному наследию, а также организации профессионального центра компетенций – Международной школы реставрации на базе Регионального центра консервации документов НБ ТГУ.

На площадке по организации Школы собрались международные и российские специалисты из Германии, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Омска, Тюмени, Барнаула, Томска, всего около 35 человек, из них:

Спикер школы (эксперт) - д-р Thorsten Allscher, заместитель главы комитета «Сохранение фондов в архивах и библиотеках» Немецкого института по стандартизации (DIN) Баварская национальная библиотека Германия, Мюнхен.

Эксперты - Белякова Ирина Сергеевна, председатель аттестационной комиссии Министерства культуры Российской Федерации, секции «Архивных и библиотечных материалов», художник – реставратор высшей категории ВХНРЦ им. Грабаря (Москва) и Сальникова Роза Михайловна, член секции аттестационной комиссии МК РФ, зав. комплексным отделом хранения, консервации и реставрации фондов, ВГБИЛ, Москва.

Участие ведущего эксперта из Баварской национальной библиотеки Германии стало возможным при поддержке института Гёте - Успенского Ивана Борисовича, директора библиотеки, Москва.

В течение двух дней группа занималась моделированием Школы: формулировкой общих задач, приоритетов,  направлений преобразований и механизмов реализации.

Обсуждался вопрос о необходимости компенсировать огромный разрыв между утвержденными требованиями к квалификационным критериям в реставрации книжных памятников и существующей системой подготовки специалистов.

Существующая система подготовки специалистов – художников-реставраторов, повышение их квалификации, стажирование в ведущих центрах имеет преимущественно прикладную, практическую направленность, которая не предоставляет необходимых систематизированных знаний в области реставрационной химии, микробиологии, истории письменности и т.д. Между тем, уровень работ в реставрации непосредственно зависит от научной и методической подготовки реставраторов, приобретения ими навыков обращения с новейшими результатами исследований, технологиями, материалами, инструментами.

Цель организации Международной школы реставрации - улучшение профессиональных компетенций специалистов путем создания международной сети для обмена опытом и лучшими практиками, организации дополнительного образования в области реставрации.

Определены следующие задачи:

- установление длительного международного сотрудничества для изучения опыта и новейших достижений в области сохранения культурного наследия учреждений (реставрационных мастерских, библиотек, музеев, архивов) и высококвалифицированных специалистов;

- разработка обучающих материалов, учебных программ, практических занятий разных уровней (модулей) с учетом требований к категориям реставраторов;

- формирование представлений о современном уровне развития научной и практической реставрации, современных методологических и этико-эстетических концепциях в реставрации;

- организация и проведение обучающих мероприятий Школы в разных форматах: очное, дистанционное, стратегические сессии, конференции, научно-практические семинары, стажировки, мастер-классы и др.

Идея организации центра компетенций - Международной школы реставрации в Научной библиотеке ТГУ, была поддержана экспертами и участниками группы из региона, предложен сетевой механизм реализации деятельности, определены партнеры: центры компетенций (НБ ТГУ, ВГБИЛ, ВХНРЦ) и учреждения-участники (регион).

Предложен механизм реализации:

  • Провести анкетирование учреждений-участников на наличие квалифицированных специалистов, материально-технической базы, в том числе для лабораторных исследований, выявление актуальных проблем для проведения обучающих мероприятий.
  • Составить картирование центров-компетенций и учреждений-участников.
  • Определить координационный центр на базе Регионального центра консервации документов НБ ТГУ.
  • Определить состав организационного комитета.
  • Определить порядок взаимодействия, права и обязанности партнеров.
  • Осуществлять совместное планирование деятельности.
  • Организовать единый сайт.
  • Создать единую информационную систематизированную научно-методическую реставрационную и технологическую базу.
  • Осуществлять необходимую координацию деятельности, оказывать друг другу помощь и поддержку при организации и проведении мероприятий.

 

Напомним, что осенью 2014 г. в Научной библиотеке ТГУ на базе Регионального центра консервации документов и Лаборатории библиотечных и коммуникативных исследований прошла первая Международная школа реставрации «Западноевропейский и русский переплет: особенности реставрации». Проведение Международной школы реставрации с учетом принципов, разработанных во время стратегической сессии библиотек университетов России, запланировано на 2018 г.

Ольга Владимировна Манернова

заместитель директора НБ ТГУ

 

Программа стратегической сессии–2017

 

Презентации

 

Фотографии

 

Отзывы и публикации

 

До встречи!

 

Ваши комментарии, отзывы и предложения пишите по адресу: bubenova@lib.tsu.ru
Спасибо за уже присланные отклики на выпуски рубрики, мы вам обязательно ответим.

Архив  выпусков

 

Яндекс.Метрика