Содержание

Общая информация

Обращение преподавателя Ключ для Иконок

История и методология науки

Тема 1. Современное определение науки Тема 2. Концепции развития науки Тема 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научного знания >>> Тема 4. Уровни и этапы развития научного знания >>> Тема 5. Научная проблема >>> Тема 6. Методология научного исследования Тема 7. Проблема истины в философии науки

Методология психологии

Что почитать

История психологии

Тема 1. История психологии как науки Вильгельм Вундт (1832-1920), сочинения >>> Зигмунд Фрейд (1856-1939), о нём >>> Зигмунд Фрейд, сочинения >>> Виктор Франкл (1905-1997), о нём >>> Виктор Франкл, сочинения >>> Эрих Фромм (1900-1980), сочинения >>> Иван Петрович Павлов (1849-1936), о нём >>> Иван Петрович Павлов, сочинения >>> Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), о нём >>> Владимир Михайлович Бехтерев, сочинения >>> Лев Семёнович Выготский (1896-1934), о нём >>> Лев Семенович Выготский, сочинения >>> Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), о нём >>> Алексей Николаевич Леонтьев, сочинения >>>

Ликбез по всемирной истории

Темы для написания рефератов и подготовки устных докладов

Тема 1. Научное сообщество как коллективный субъект Тема 2. Наука как социальный институт >>> Тема 3. Научные школы в психологии Тема 4. Предмет психологии Тема 5. Психология научной деятельности Полезные ссылки для самостоятельного поиска материалов
Информационно-образовательный портфель
 

"Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах" 
                                                                          Рене Декарт
Обращение преподавателя
      Друзья, перед вами "новый продукт", который придумали сотрудники Научной библиотеки ТГУ вместе с преподавателями и студентами. Мы назвали его "Информационно-образовательный портфель". Он подготовлен специально для дисциплины "История и методология науки: общие проблемы" и призван сделать обучение более качественным. Возьмите этот Портфель себе, как только вы начнете изучать этот курс, из него вы сможете доставать проверенную с разных сторон несколькими специалистами информацию для подготовки к занятиям и зачету, написания реферата, доклада и т.д.
      В Портфеле несколько "карманов". В кармане "История и методология науки" подобраны материалы по 7 темам, они соответствуют Программе курса и курсу MOODLE https://moodle.tsu.ru/course/view.php?id=1370
      Карманы "Методология психологии" и "История психологии" нужны для подготовки докладов, написания рефератов и поиска примеров из вашей профессиональной области.
      В кармане "История психологии" мы постарались собрать все доступные достоверные источники о самых выдающихся психологах – это 8 фигур, мимо которых пройти невозможно, если вы изучаете историю психологии в российском университете: Зигмунд Фрейд, Виктор Франкл, Лев Семенович Выгодский, Алексей Николаевич Леонтьев, Иван Петрович Павлов, Владимир Михайлович Бехтерев, Эрих Фромм, Вильгельм Вунд. По каждой персоне вы найдете их оригинальные тексты, биографические фильмы, аудиокниги и видеозаписи.
      Карман "Ликбез по всемирной истории" мы подготовили для тех, у кого уроки истории в школе не были самыми любимыми и кто чувствует, что с историей науки ему разобраться сложно, потому что он путается в датах и эпохах. Не беда, пару часов побродите по тем ресурсам, которые мы предлагаем, и многое станет понятнее и легче будет запоминать.
      Последний карман "Темы для написания рефератов и подготовки устных докладов" пригодиться тем, кому нужно подготовить что-то самостоятельно – написать реферат, сделать доклад, а с темой он еще не определился. Выбирайте.
       Итак, вы видите, что изучать историю и методологию науки можно и нужно опираясь на хорошие тексты, смотря фильмы и слушая лекции.
      Обратите внимание, что над портфелем работали профессиональные библиотекари, поэтому все ссылки правильные, их сразу можно вносить в Список литературы. 
Преподаватель
Дарья Леонидовна Ситникова,

канд. филос. наук, доцент каф. философии и методологии науки Философского факультета ТГУ.
Куратор от НБ ТГУ
Ирина Николаевна  Ефремова

ведущий библиотекарь, Сектор продвижения коллекций.
+7 (3822) 52-97-11
Ключ для Иконок
Видеолекция

Книга

Статья

 Загрузить полный текст PDF

Загрузить полный текст Djvu

Виртуальная выставка

Документальный фильм

Художественный фильм

Аудиокнига

Интервью

Внимание

 >>> Развернуть
Тема 1. Современное определение науки
Видеолекция из курса "Философия науки для аспирантов", подготовленного преподавателями Балтийского федерального университета.
Дается общее определение науки и её характерные черты, длительность 14:07 мин 
   
Что такое наука? [Электронный ресурс] : философия науки для аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=NkB2zAwsKII&list=PL48Q51pndTVkR-6uBcjNqX354iXx4yPXT&index=3  

Становление науки Нового времени: от Коперника до Ньютона. Понятие классической науки
 
Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические / Фрэнсис Бэкон ; пер. З. Е. Александровой ; статья и примеч. Ф. А. Коган-Бернштейн. – М. : Издательство АН СССР, 1954. – 243 с., л. портр.: ил.  
                 ***См.: С. 5-44.
 
Видеолекция из курса "Философия науки для аспирантов", подготовленного преподавателями Балтийского федерального университета.
Разказывается о предпосылках возникновения и основных принципах науки Нового времени, длительность 14:20 мин

 
Становление естественных наук в новоевропейской культуре [Электронный ресурс] : философия науки для аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=DuYHq8IUkDY&index=10&list=PL48Q51pndTVkR-6uBcjNqX354iXx4yPXT
Тема 2. Концепции развития науки
Видеолекция из курса "Философские проблемы науки и техники", подготовленного преподавателями Балтийского федерального университета.
Как развивается наука? Как происходит накопление начных знаний?.. длительность 14:40 мин 
 
Рост научного знания [Электронный ресурс] : философия для бакалавров и аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=r2VSKKXvOmo&index=71&list=PL48Q51pndTVk4Ec0tOgTFQFVGUIRO8Cq8
 
Кун Т. С. Структура научных революций : [сб. : пер. с англ. ] / Томас Кун ; [предисл. В. Кузнецова]. – М. : АСТ, 2001. – 605 с.


Холтон Д. Тематический анализ науки : пер. с англ. / Джеральд Холтон ; общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского. – М. : Прогресс, 1981. – 383 с.


Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / Имре Лакатос ; пер. с англ. с примеч. и предисл. В. Поруса ; худож. Е. Михельсон. – М. : Медиум, 1995. – 236 с. 
 
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пол Фейерабенд ; пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова ; общ. ред. и вступ.. ст. И. С. Нарского. – М. : Прогресс, 1986. – 544 с.  


Видеолекции из курса "Философия науки для аспирантов", подготовленного преподавателями Балтийского федерального университета.
Речь идёт об основных принципах концепций Т. Куна и М. Полани, длительность 18:36 мин;
Излагаются ключевые идеи концепций И. Лакатоса и П. Фейерабенда, длительность 17:15 мин 
 
Концепции Т. Куна и М. Полани [Электронный ресурс] : философия науки для аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=i8KKku5IU1c&index=7&list=PL48Q51pndTVkR-6uBcjNqX354iXx4yPXT
Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда [Электронный ресурс] : философия науки для аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. –URL: https://www.youtube.com/watch?v=TuqRIZEXWZo&list=PL48Q51pndTVkR-6uBcjNqX354iXx4yPXT&index=6
Тема 3. Природа научного знания. Идеалы и критерии научного знания >>>
Лебедев С. А. Курс лекций по философии науки : [учеб. пособие] / С. А. Лебедев. – М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2014. – 318 с.: табл.
***См.: Лекция № 5. Научное знание и его уровни, С. 148-182;
                             Лекция № 8. Научная истина и ее критерии, С. 242-275.


Хюбнер К. Критика научного разумаКурт Хюбнер ; [отв. ред. В. Н. Порус ; пер. с нем.: И. Т. Касавин]. – М. : [б. и.], 1994. – 322 с.: ил.


Юревич А. В. Психология и методологияА. В. Юревич ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М. : ИП РАН, 2005. – 310 с.
***См.: гл. 2: Уровень научного сообщества, С. 65-96;       
                             гл. 3: Уровень социума, С. 97-136.

Личное, неявное знание в науке
 

Полани М. Личностное знание : на пути к посткритической философии : пер. с англ. / Майкл Полани ; общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова ; предисл. В. А. Лекторского. – М. : Прогресс, 1985. – 344 с.

Юревич А. В. Психология и методология / А. В. Юревич ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М. : ИП РАН, 2005. – 310 с.
***См.: гл. 1: Уровень личности ученого, С. 21-64.

 

Тема 4. Уровни и этапы развития научного знания >>>
Видеолекция
Дмитрий Баюк, канд. физ.-мат. наук, член-корреспондент Международной академии истории науки, рассуждает о закономерностях развития науки и о дефиниции понятия "научная революция", длительность 12:23 мин
 
Проблемы определения понятия "научная революция" [Электронный ресурс] / Дмитрий Баюк ; гл. ред. Ивар Максутов ; НП "ПостНаука" // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., 2016]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=0TU77esaOBQ

Постнеклассическая наука

Хрестоматия по философии : учеб. пособие : [для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию] / сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 574 с. 
                 ***См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса, С. 520-531;
                            Тейяр де Шарден П. Феномен социальности (phenomen social)
                            или подъем к коллективной ступени мышления, С. 564-569.

 
Постнеклассическая наука: на примере развития психологии
 
Теория и методология психологии : постнеклассическая перспектива : [сб. статей] / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. – М. : Ин-т психологии РАН, 2007. – 526 с.
 
Тема 5. Научная проблема >>>
Рузавин Г. И. Методология научного познания : [учеб. пособие для вузов] / Г. И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 287 с.
***См.: С. 22-38.

Микешина Л. А. Философия науки : современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования : учеб. пособие / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция [и др.], 2005. – 463 с.
                 ***См.: С. 258-274. 
Тема 6. Методология научного исследования
Микешина Л. А. Философия науки : современная эпистемология, научное знание в динамике культуры, методология научного исследования : учеб. пособие / Л. А. Микешина. – М. : Прогресс-Традиция [и др.], 2005. – 463 с.
                 ***См.: Ч. III. Методология научного исследования. С. 223-424.

Видеолекция из курса, подготовленного преподавателем Университета Синергия. Рассказывается о приёмах и методах, которые используют для изучения психологических явлений, длительность 20:27 мин
 
Методы психологии [Электронный ресурс] / Ирина Андреевна Шляпникова ; Университет  Синергия // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=mn9pO5wAk14&index=4&list=PLFmtLdi4Aje_opSG2QjM58KRMBL8S0FLC

 
Тема 7. Проблема истины в философии науки
Хрестоматия по философии : учеб. пособие : [для аспирантов и студентов вузов, изучающих философию] / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. ; сост. П. В. Алексеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2016. – 574 с.
                 ***См.: Чудинов Э. М. Классическая концепция истины, С. 346-352;
                             Флоренский П. А. Истина есть антиномия, С. 352-358;
                             Хайдеггер М. О сущности истины С. 358-366;
                            Бэкон Ф. Заблуждения людей, С. 270-280;
                            Фейерабенд П. К. Против методологического принуждения, С. 402-405;
                            Полани М. Личностное знание, С. 366-371.

Видеолекции из курса «Познание его возможности и границы» подготовленного преподавателями Балтийского федерального университета.
Что такое истина? Можно ли её постичь? Рассказывается о том, что понимается под истиной в философии и науке, длительность 14:39 мин
 
Проблема истины и её критериев [Электронный ресурс] : философия для бакалавров и аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=3kuj6ogcZqw&index=50&list=PL48Q51pndTVk4Ec0tOgTFQFVGUIRO8Cq8

Рассматривается проблема абсолютной истины и соотношения познания и веры, длительность 14:00 мин
 
Истина и заблуждение, знание и вера [Электронный ресурс] : философия для бакалавров и аспирантов / Philoso FAQ ; Балтийский федеральный университет // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=M2UHI9DSuA0&list=PL48Q51pndTVk4Ec0tOgTFQFVGUIRO8Cq8&index=51

 
Тема 1.
Тема 1.
Тема 2.
Тема 2.
Тема 2.
Тема 4.
Тема 6.
Тема 7.
Тема 7.
Что почитать
Никандров В. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / В. В. Никандров. – СПб. : Речь, 2008. – 234 с.
 
 

В пособии излагаются основные сведения по методологии науки в целом и специфические методологические требования к психологической науке и практике. 
Пособие адресовано студентам и слушателям курсов психологических направлений как помощь в самостоятельной работе.
 
 
Корнилова Т. В. Методологические основы психологии : учебник для акад. бакалавриата : [по направлению и специальностям психологии] / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 490 с.
 
Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания.


Прогресс психологии : критерии и признаки : [сб.] / Рос. акад. наук, Ин-т психологии ; под ред. А. Л. Журавлева [и др.]. – М. : Ин-т психологии РАН, 2009. – 334 с.
 
В книге рассматриваются вопросы о том, в чем состоит прогресс психологической науки, что ему препятствует, каковы его критерии и признаки. Прослеживается эволюция конкретных областей психологического знания, таких как социальная психология, когнитивная психология, психология восприятия.


Чиркова Т. И. Методологические основы психологии : учеб. пособие : [для студентов вузов по направлению подготовки 37.01.03 "Психология"] / Т. И. Чиркова. – М. : Вуз. учебник [и др.], 2016. – 404 с.
***
См.: гл. 2.3: Парадигма современной психологии, С. 66-75; 
                               гл. 2.1: Общая характеристика психологического знания, С. 50-56.


У истоков психологии XX века / Ю. А. Филипченко [и др.] ; под ред. Н. О. Лосского, Э. Л. Радлова. ‒ Изд. стер. ‒ М. : КомКнига, 2015. ‒ 131 с.
***См.: Филипченко Ю. Предмет зоопсихологии и ея методы, С. 1-29;
                              Вундт В. Психология в борьбе за существование, С. 93-131.


Стюарт-Гамильтон Я. Что такое психология / Ян Стюарт-Гамильтон ; [пер. с англ. Н. Мальгина]. – СПб. [и др.] : Питер, 2002. – 296 с.
***См.: гл. 1: Что изучает психология? С. 10-20.
 
Ян Стюарт-Гамильтон (Ian Stuart-Hamilton) – доктор философии, профессор психологии развития в Университете Glamorgan, Уэльс. В книге представлен обзор ведущих дисциплин, которые традиционно преподаются в курсе психологии в британских университетах. Автор знакомит читателя с наиболее важными понятиями, а также с основными теоретическими и экспериментальными результатами, накопленными современной психологией. 

 
Видеолекция  
Длительность 1 ч 08 мин
Андреева Г. М. История и методология [Электронный ресурс] : социальная психология : (курс лекций МГУ) // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. –URL: https://www.youtube.com/watch?v=G0PH9BVo5Q8&list=PLt3fgqeygGTXaga9dhpH3jzmz2HkVI8UO&index=2
Тема 1. История психологии как науки
Гусельцева М. С. Эволюция психологического знания в смене типов рациональности : историко-методологическое 
исследование
: монография / М. С. Гусельцева. ‒ М. : Акрополь, 2013. ‒ 365 с. 
***См.: гл. 
История психологии как основа интеграции психологического знания, С. 118-209.


Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX-начала XX в. : [учебное пособие] / Н. Н. Мехтиханова. – М. : Флинта [и др.], 2010. – 187 с.
***См.: И. М. Сеченов: основание экспериментального подхода в психологии, С. 13-19;
                             В. М. Бехтерев: рефлексология, концепция психического здоровья нации, С. 20-29;
                             И. П. Павлов: роль психофизиологических работ в развитии психологии, С. 29-40.

Великие психологи : [сборник] / отв. ред. И. Полонская. – Ростов н/Д : Феникс, 2000. – 574 с. 
***См.: Лейпциг, Вильгельм Вундт и золотой век психологии, С. 27-60;
           Фрейд: тройной вклад, С. 203-230.


Степанов С. С. Век психологии: имена и судьбы / С. С. Степанов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Эксмо, 2002. – 590 с.
***См.: В. Вундт (1832-1920), С. 19-24;
            В. М. Бехтерев (1857-1927), С. 59-64;
                            И. П. Павлов (1849-1936), С. 65-80;
                            Л. С. Выготский (1896-1934), С. 259-271;
                            З. Фрейд (1856-1939), С. 117-132;
                            Н. Н. Ладыгина-Котс (1889-1963), С. 348-357;

                            Э. Фромм (1900-1980), С. 444-451;
                            В. Франкл (1905-1997), С. 582-588.

Видеолекция из курса, подготовленного преподавателем Университета Синергия.
Рассказывается о эволюции предмета психологии, длительность 12:15 мин
 
Предмет психологии [Электронный ресурс] / Ирина Андреевна Шляпникова ; Университет  Синергия // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=GtEAApqfbcQ&list=PLFmtLdi4Aje_opSG2QjM58KRMBL8S0FLC 

 
Методология и история психологии [Электронный ресурс] : журнал // Портал психологических изданий PsyJournals.ru / ФГБОУ ВО МГППУ. – Электрон. дан. – М. : 1997-2017. – URL: http://psyjournals.ru/mip/index.shtml

Журнал "Методология и история психологии" публикует оригинальные статьи по методологии, истории, направлениям и школам психологии.
На Портале PsyJournals.ru размещены полные тексты всех выпусков журнала, также вы можете ознакомиться с другими изданиями по психологии (20 журналов, 57 сборников научных трудов).
Вильгельм Вундт (1832-1920), сочинения >>>
Вундт В. М. Введение в психологию / Вильгельм Вундт ; пер. с нем. и предисл. Н. Самсонова. – Изд. 3-е. – М. : КомКнига, 2007. – 167 с.

Вундт В. М. Введение в философию  / Вильгельм Вундт. – М. : ЧеРо : Добросвет, 2001. – 354 с.
Зигмунд Фрейд (1856-1939), о нём >>>
Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Эрнест Джонс ; пер. с англ. В. В. Старовойтова. – М. : Гуманитарий, 1996. – 448 с.

Шур М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть / Макс Шур. – М. : Центрполиграф, 2005. – 525 с.


Стоун И. Страсти ума, или жизнь Фрейда / И. Стоун ; пер. с англ. И. Г. Усачева. – М. : Мысль, 1998. – 750 с. 

 
Зигмунд Фрейд. К 155-летию со дня рождения [Электронный ресурс] : виртуальная выставка / составители: И. Н. Ефремова, Н. В. Иванова, Н. С. Турицына, Е. А. Семенова. – Электрон. дан. – Томск : Научная библиотека ТГУ, 2011. – URL: http://www.lib.tsu.ru/win/vystavki/vystav5/1.html 

Зигмунд Фрейд – Методы и их Применение [Электронный ресурс] : док. фильм / реж. Отто Брузати ; Civilization XXI Century. – Франция : Австрия, 2006 // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=BxCKa34Np0k
 
Описание: фильм рассказывает о сущности доктрины Фрейда и представляет портрет ученого и его эпохи.
Длительность 51:30 мин


Фрейд и благочестивая Марта [Электронный ресурс] : док.-ист. реконструкция / реж. Татьяна Малова. – Россия, 2009. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=iWJCiWODdXU
 
Описание: драма о взаимоотношениях Фрейда и его жены. Двойственность человеческой природы, контраст между "дневной" буржуазностью и "ночной" подавленной сексуальностью - вот основа их странной любви длинною в жизнь.
Длительность 38:42 мин

Фрейд: тайная страсть [Электронный ресурс] : худож. фильм / реж. Джон Хьюстон. – США, 1962. – URL: https://psychojournal.ru/video/1373-freyd-taynaya-strast-freud-1962.html
 
О фильме: Картина рассказывает о первых годах самостоятельной работы Фрейда в области лечения неврозов. В этот период молодому врачу пришлось нелегко, в связи с тем, что его старшие ученые коллеги категорически не принимали нового метода лечения – гипноза. Фрейд решился официально встать в оппозицию медицинским авторитетам, рискуя потерять работу, средства к существованию и возможность проводить свои исследования.
Длительность 134 мин
Зигмунд Фрейд, сочинения >>>
Фрейд З. Собрание сочинений : [в 10 т.] / Зигмунд Фрейд ; под общ. ред. Е. С. Калмыковой, М. Б. Аграчевой. – М. : Фирма СТД, 2003-2008.

Т. 1: Лекции по введению в психоанализ и Новый цикл 

Т. 2: Толкование сновидений 

Т. 3: Психология бессознательного 

Т. 4: Психологические сочинения 

Т. 5: Сексуальная жизнь 
 
Т. 6: Истерия и страх 


Т. 7: Навязчивость, паранойя и перверсия 

Т. 8: Два детских невроза 

Т. 9: Вопросы общества и происхождение религии 

Т. 10: Сочинения по технике лечения 
Виктор Франкл (1905-1997), о нём >>>
Лэнгле А. Виктор Франкл. Портрет / Альфрид Лэнгле ; [под науч. ред. В. К. Загвоздкина ; пер. с нем. Я. А. Дюковой, А. К. Судакова, В. К. Загвоздкина]. – М. : РОССПЭН, 2011. – 244 с. 

Леонтьев Д. А. Виктор Франкл в борьбе за Смысл [Электронный ресурс] : лекция, прочитанная в Московском институте экономики, менеджмента и права по случаю 100-летнего юбилея В. Франкла // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2013. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ik6Vv6ouh9g
 
Видеолекция
Видео не очень хорошего качества, но Дмитрий Алексеевич Леонтьев, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ – замечательный лектор и отлично владеет материалом.      Длительность 1 ч 36:57 мин
Виктор Франкл, сочинения >>>
Франкл В. Человек в поисках смысла / Виктор Франкл ; пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева [и др.] ; общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева ; вступ. ст. Д. А. Леонтьева [с. 5-21]. – М. : Прогресс, 1990. ‒ 366 с.

Франкл В. Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере [Электронный ресурс] : аудиокнига / Расширение Мировоззрения // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=QY9Q5lVq9B4
Длительность 2 ч 48 мин

Франкл В. Социальные кризисы и воспитание ответственности [Электронный ресурс] : лекция, прочитанная во дворце Культуры МГУ им. М. В. Ломоносова в сентябре 1992 года / Загадки Психологии // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=ca5wcHurGk4
 
Видеолекция
Видео не очень хорошего качества, но живое общение с классиком психологии – это бесценно.          Длительность 1 ч 59:21 мин
Эрих Фромм (1900-1980), сочинения >>>
Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда  / Эрих Фромм ; [пер. с англ. Войскунской Н. [и др.] ; сост., авт. предисл. П. С. Гуревич]. – М. : АСТ, 2000. – 446 с.

Фромм Э. Душа человека : [пер. с англ.] / Эрих Фромм ; [вступ. ст. Э. М. Телятниковой]. – М. : АСТ : Транзиткнига, 2004. – 572 с.

Фромм Э. Искусство любить : [сборник : пер. с англ. Л. В. Трубицыной и др. ] / Эрих Фромм ; [сост. и предисл. Д. А. Леонтьева]. – [2-е изд.]. – СПб. : Азбука-классика, 2004. – 219 с.
 
Эта книга ставит целью показать, что любовь – не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости. Она хочет убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации; что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, отваги, веры и дисциплины. 

Фромм Э. Бегство от свободы [Электронный ресурс] : аудиокнига / Э. Фромм // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=DvJf7YScEO4
Длительность 9 ч 51:16 мин

Эрих Фромм о деньгах и счастье человека [Электронный ресурс] : интервью на англ. яз. с рус. субтитрами // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=JEp9O1ZLJNQ 
Длительность 05:06 мин
Иван Петрович Павлов (1849-1936), о нём >>>
Иван Павлов. Поиски истины. [Электронный ресурс] : худож. фильм : в 5 сер. / реж.: К. Геворкян, В. Македонский ; ЛенТВ. – Россия, 1982 // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=wrk6CdcFXE8&list=PLSq8QpF7YjTlLyMwNdxwO4OBlml1LkReD 
 
Телевизионный художественный фильм о жизни выдающегося ученого-физиолога И. П. Павлова.
Длительность 1 ч 04:09 мин; 1 ч 05:52 мин; 1 ч 05:20 мин; 1 ч 05:19; 1 ч 04:45 мин

Академик Иван Павлов [Электронный ресурс] : худож. фильм / реж. Григорий Рошаль. – Ленфильм, 1949 // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=YbSLv2WxcGo
 
Описание: Фильм рассказывает о работе Павлова с первых его шагов в науке до сенсационных открытий, принесших ему Нобелевскую премиюмировое признание и сыгравших огромную роль в развитии медицины и психологии. Фильм позволит ощутить дух той эпохи. Основные создатели фильма удостоены Сталинской премии первой степени за 1949 год. 
Длительность 1 ч 37:32 мин
Иван Петрович Павлов, сочинения >>>
Павлов И. П. Избранные произведения / И. П. Павлов ; под общ. ред. Х. С. Коштоянца ; подбор текста, коммент. и примеч. В. В. Строганова, Г. Д. Смирнова. – М. : Госполитиздат, 1949. – 567 с.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), о нём >>>
Никифоров А. С. Бехтерев / А. С. Никифоров ; послесл. Н. Т. Трубилина. – М. : Мол. гвардия, 1986. – 286 с.

Пророк в своем Отечестве. Владимир Бехтерев. Взгляд из будущего [Электронный ресурс] : науч.-популяр. фильм / реж. Л. Шахт ; телеканал «Россия-Культура» ; киностудия «Леннаучфильм» // Государственный Интернет-Канал «Россия» : сетевое издание. – Электрон. дан. – М., 2001-2017. – URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/23887/episode_id/170518/video_id/170518/
 
Описание: Владимир Бехтерев первым в мире создал новое научное направление - психоневрологию - и всю жизнь посвятил изучению человеческой личности. Именно для этого он основал 33 института, 29 научных журналов (некоторые издаются до сих пор). Феномену человека посвящены его 1200 научных трудов. Школу Бехтерева прошли 5000 учеников. Да по силам ли такое одному? Владимир Михайлович Бехтерев своей жизнью, заполненной титанической деятельностью, словно показал человечеству его возможности: человек всемогущ, если идет к большой цели, направленной на общее благо. 
Длительность 25:58 мин

 
Владимир Михайлович Бехтерев, сочинения >>>
Бехтерев В. М. Избранные произведения : (ст. и докл.) / В. М. Бехтерев ; вступ. ст. и примеч. В. Н. Мясищева. – М. : МЕДГИЗ, 1954. – 526 с.

Бехтерев В. М. Гипноз. Внушение. Телепатия : [сб. ст.] / В. М. Бехтерев ; [сост., авт. вступ. статьи и примеч. Г. Х. Шингаров]. – М. : Мысль, 1994. – 364 с.

Бехтерев В. М. Объективная психология / В. М. Бехтерев ; [коммент. и примеч. В. А. Кольцовой, Е. А. Спиркиной] ; Акад. наук СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1991. – 475 с.
Лев Семёнович Выготский (1896-1934), о нём >>>
Выгодская Г. Л. Лев Семенович Выготский : жизнь, деятельность, штрихи к портрету / Г. Л. Выгодская, Т. М. Лифанова. – М. : Академия [и др.], 1996. – 418 с.: ил.

Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии / М. Г. Ярошевский. – СПб. : Изд-во Междунар. фонда истории науки, 1993. – 301 с.

Морозов С. М. Диалектика Выготского: внечувственная реальность деятельности : [учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / С. М. Морозов. – М. : Смысл, 2002. – 119 с.

Гении и злодеи. Лев Выготский. Неклассический психолог [Электронный ресурс] : науч.-популяр. фильм / Л. Николаев ; телеканал «Россия-Культура» // Государственный Интернет-Канал «Россия» : сетевое издание. – Электрон. дан. – М., 2001-2017. – URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/21985/episode_id/1189742/
 
Описание: Выдающийся психолог, создатель культурно-исторической теории. Он совершил переворот в дефектологии, подарил надежду на полноценную жизнь людям с ограниченными возможностями, добился блестящих результатов во всем, чем бы ни занимался. Но мировое признание пришло ко Льву Выготскому только через тридцать лет после смерти. Его имя окружал ореол таинственности. О его жизни и смерти сочиняли небылицы. А его открытия и сегодня служат темой для горячих дискуссий.
Длительность 26:01 мин
Лев Семенович Выготский, сочинения >>>
Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. – 1006 с.


Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский – М. : Лань", 2013. – 338 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из электрон.-библ. системы «Издательство «Лань»
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), о нём >>>
Видеолекция
Алексей Алексеевич Леонтьев, известный российский психолог и лингвист, рассказывает о жизни и деятельности своего отца А. Н. Леонтьева.
Длительность 1 ч 19:04 мин

Леонтьев А. А. Жизненный и творческий путь А. Н. Леонтьева [Электронный ресурс] : лекция, прочитанная 28 мая 2003 г. на Междунар. конф. "Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика" (к 100-летию А. Н. Леонтьева) / Alexander Kremlev // YouTube : видеохостинговая компания / Google Inc. – Электрон. дан. – [Б. м., б. г.]. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=1HdOnRusJjw
 
 
Алексей Николаевич Леонтьев, сочинения >>>
Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов по специальности психология / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – М. : Смысл, 2001. – 509 с.

Леонтьев А. Н. Философия психологии : из научного наследия / А. Н. Леонтьев ; под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 288 с.
 
                                                                
 

Вся история всего мира – у вас под рукой! Атлас дает панорамный обзор, Энциклопедия предоставляет информацию, которая позволяет глубже понять события. Вы найдете более 1500 карт, исторические хроники, статьи, изображения и многое другое. Все материалы на английском языке.

                
TimeMaps History Atlas : World History Map online [Electronic resource] / TimeMaps Ltd. – [S.l.], 2016. – Eltctronic date. – URL: https://www.timemaps.com
                                     

 
      
   

Данный ресурс поможет вам вспомнить годы жизни и биографии выдающихся ученых всех времен и народов. На центральной панели располагается схема или карта с общей информацией, которая связанна с короткими текстами в правой панели. Более подробный материал представлен в нижней части текстовых файлов с помощью ссылок www. Ресурс на английском языке.
 
HyperHistory online  [Electronic resource] : [interactive scientific project]. ‒ Eltctronic date. – [S.l., s.a.]. – URL: http://www.hyperhistory.com/online_n2/History_n2/a.html

   

           


Ресурс предоставляет бесплатный доступ в сети Интернет в многоязычном формате к большому количеству материалов, представляющих культуры разных стран мира; среди материалов – рукописи, карты, газеты, редкие книги, музыкальные партитуры, звукозаписи, кинофильмы, эстампы, фотографии. Интерфейс на русском языке.
 
Мировая цифровая библиотека [Электронный ресурс] / Библиотека Конгресса; ЮНЕСКО. ‒ [Б.м., б.г.]. – Электрон. дан. ‒ URL: https://www.wdl.org/ru
 
Тема 1. Научное сообщество как коллективный субъект
Артемьева О. А. Социально-психологическая детерминация развития российской психологии в первой половине XX столетия / О. А. Артемьева ; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – М. : Ин-т психологии РАН, 2015. – 532 с.
Тема 2. Наука как социальный институт >>>
Шабурова Н. Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние // Филос. науки. – 2004. – № 3. – С. 3-30.


Алексеева Е. В. Европейский вклад в становление и развитие российской науки (XVIII–XIX вв.) // Вестн. Дальневосточ. отд-ния Рос. акад. наук. – 2007. – № 3. – С. 127-136.


Мирошников Ю. И. Наука как культурный феномен // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния РАН. – 2005. – № 6. – С. 116-130.


Годэн Б. Что такое наука? Развитие статистического определения: 1920-2000 // Форсайт. –2009. – Т. 3, № 2. – С. 48-60.  



Годэн Б. Что такое наука? Развитие статистического определения: 1920-2000 (часть 2) // Форсайт. 2009. – Т. 3, № 3. – С. 68-81.


Виноградова Т. История науки: версия феминизма // Высш. образование в России. – 2001. – № 6. – С. 112-123.

 
Тема 3. Научные школы в психологии
Развитие идей научной школы Н. А. Менчинской в современной психологии учения : материалы Круглого стола, посвящ. 110-летию со дня рождения Н. А. Менчинской / под ред. Е. Д. Божович, Г. А. Вайзер. – М. : Психол. ин-т РАО, 2015. – 186 с.


Матюшкина А. А. Творческое мышление как предмет исследования в отечественной психологии: научные школы О. К. Тихомирова, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 2008. – № 2. – С. 102-112.


Данилов Ю. С. Роль научно-профессиональной деятельности В. Г. Леонтьева в становлении Сибирской школы психологии мотивации // Развитие человека в современном мире : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием : в 2 ч. – Новосибирск, 2015. – Ч. 2. – С. 265-269.
Тема 4. Предмет психологии
Авенариус Р. О предмете психологии / Р. Авенариус ; пер. с нем. И. Маркова. – 2-е изд. стер. – М. : Едиториал УРСС, 2003. – 88 с.


Кангилем Ж. Что такое психология? // Эпистемология и философия науки. – 2012. – Т. 31, № 1. – С. 212-225.



Мазилов В. А. О предмете научной психологии: утраты и обретения // Ярослав. пед. вестн. – 2014. – Т. 2, № 1. – С. 266-270.
Тема 5. Психология научной деятельности
Мирошников Ю. И. Психология научной деятельности // Науч. ежегодник ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук. ‒ 2004. ‒ № 5. ‒ С. 235‒246.
Удаленный доступ к электронным ресурсам для пользователей вне сети ТГУ
Для работы с домашнего компьютера с книгами из Электронных библиотечных систем нужно самостоятельно зарегистрироваться на сайте каждой ЭБС в сети университета (Научная библиотека, кафедры).
  Для работы с книгами и журналами из зарубежных баз используйте форму  Доступ к электронным ресурсам
 
Полезные ссылки для самостоятельного поиска материалов