„Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России“

Краткий библиографический указатель

 

Содержание

От составителя

I. Из истории народного образования и русской педагогики 1.1 Из истории русской педагогики
1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Общие вопросы
Воскресные школы
Народные школы
Национальные школы
Школы Сибири
Учительство
Родительские комитеты
1.3 Политика правительства и народное образование
1.4 Земство и народное образование
1.5 Женское образование
1.6. Лицеи. Гимназии
Лицеи
Гимназии
Губернские, столичные, городские гимназии
Женские гимназии
Положения и правила о стипендиях
Частные учебные заведения
1.7. Школьные реформы
Общие вопросы
Классическое образование
1.8. Программы. Методики
Общие программы и правила
Программы и правила отдельных учебных заведений
1.9. Преподавание отдельных предметов
Древние языки
Церковнославянские языки
Словесность
Иностранные языки
Математика. Физика
География
Педагогика. Дидактика
История
II. Современные гимназии, лицеи, колледжи. Возрождение традиций и новые модели школ
2.1 Вопросы реформирования образования
2.2 Споры о школе
2.3 Национальные школы
2.4 Частные школы
2.5 Гимназии
2.6 Лицеи
2.7 Колледжи
2.8 Общеобразовательные учебные заведения г. Томска
2.9 Учительство
2.10 Зарубежный опыт
III. Именной указатель

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Составители: Т. А. Водолазова, Э. В. Сосновская
Библиогр. редактирование Г. Ф. Половцева

Телефон: 53-43-00


 

I. Из истории народного образования и русской педагогики

1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Учительство

    1. Бочкарева М. А. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки учителя в учительских семинариях России второй половины XIX — начала XX вв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 16 с.
    2. Василевич В. Шаг за шагом. (К истории объединения народных учителей): (Из личных воспоминаний и переживаний). М., 1914. 83 с. (275940)
    3. Велский А. [Великопольский А. А.] Записки педагога. С вступительным письмом проф. П. Ф. Лесгафт. СПб.: Изд. т-ва Общественная польза, 1909. 226 с. (299395)
    4. Видякова З. В. Законотворческая деятельнось учительства в Государственной думе I  и II созыва // Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе. Липецк, 1993. С. 220—229.
    5. Видякова З. В. Истоки демократического движения русского умтельства,[конец XIX — начало XX вв.] // Советская педагогика. 1991. № 1. С. 100—104.
    6. Вирениус А. С. Гигиена учителя. СПб., 1888. 42 с. (125897)
    7. Вопросы и нужды учительства: Первый сб. ст. и справок / Под ред. Е. А. Звягинцева. М.: Изд. т-ва И. Д. Сытина, 1909. 110 с. (250435)
    8. Вопросы и нужды учительства: Сб. ст. и справок / Ред. Е. А. Звягинцев. М.: Изд. т-ва Сытина. Сб. 1: Экзамены в начальной школе. Учительские летние курсы. Учительские всероссийские съезды. 1909. 95 с.; Сб. 2: Всеобщее образование и народный учитель. Учительские семинарии. 1909. 96 с.;  Сб. 3: Учительские дома. Пенсия народных учителей. Государственная дума  о начальном образовании. 1910. 104 с.; Сб. 4: Учительство и программа 4-летнего курса школы. Естествознание в классных книгах. Предстоящие перемены в правовом положении учителей. 1910. 104 с.; Сб. 5: Характеристики учеников народной школы. Педагогические журналы для народных учителей. 1910. 104 с.; С. 6: Народные учителя и высшее образование. Обзор руководств по методике арифметики. 1910. 96 с. (1-860271, 308048); Сб. 7: Экзамены в 4-годичной школе. Составление школьного музея. 1910. 104 с.; Сб. 8: Педагогические общества народных учителей. Учебные программы 4-годичной начальной школе по всем предметам. 1910. 100 с.; Сб. 9: Методические очерки по арифметике. Мироведение в школе повышенного типа. Дефекты организации начальной школы. 1911. 100 с.; Сб. 10: На пороге в школу и из школы. Естествознание как особый предмет начальной школы. Народные чтения, их устройство и ведение. Пенсии народных учителей. 1911. 136 с.
    9. Зайцев И. К. Воспоминания старого учителя ... 1805—1887. Б. м. и г. Отд. отт. "Русская старина", 1887. Т. 54, июль. С. 663—692. (1-827953)
    10. Знаменский С. Ф. Что могут дать учительству профессиональные организации? // Русская школа. 1914. № 2. С. 33—63. (Р 4057)
    11. Золотарев С. А. Принципы объединения учительства: Доклад, прочитанный на 2-м съезде им. К. Д. Ушинского. СПб., 1914. 14 с.  (93301)
    12. К вопросу о подготовке преподавателей средних школ. М., 1899. 306 с. (100283)
    13. Кирьяков В., Акрамовский С. Голос народного учителя: Отчет о Моск. съезде представителей учительских обществ взаимопомощи. М.: Изд. авт., 1903. 224, V с. (1-808782)
    14. Клюжев И. О подготовке учительниц начальных школ // Вестник воспитания. 1913. № 4.
    15. Корольков Н. Русские педагоги // Гимназия. 1890. № 8—10. С. 683—692; № 11—12. С. 755—762. (П-32518)
    16. М-тель. Роль и значение должности директора в современной школе // Вестник воспитания. 1912. № 7. С. 22—51.
    17. Материалы по вопросу о приготовлении учителей для гимназий и прогимназий. СПб.: Тип. Краевского, 1865. 90, 64 с.; 1 л. табл. (25601)
    18. Менделеев Д. Заметки о народном просвещении России. СПб., 1901. 67 с. Содерж.: Экзамены. С. 3—13; Подготовка учителей и общее направление, подобающее русскому народному просвещению. С. 14—39; Общеобразовательные гимназии. С. 40—67. (183283); То же // Менделеев Д. И. Сочинения. Л.; М., 1952. Т. 23.  С. 75—98. В этой работе ученый изложил свои заветные мысли о системе образования в стране и ее усовершенствовании. (484210)
    19. Менделеев Д. И. О направлении русского просвещения и о необходимости подготовки учителей // Менделеев Д. И. Границ познанию предвидеть невозможно. М., 1991. С. 360—401. (1-759229)
    20. Меньшикова Е. А. В творческой лаборатории народного учителя: [Организация начального образования в дореволюционной Москве] // Начальная школа. 1993. № 12. С. 4—10.
    21. Меньшикова Е. А. Организация творческой деятельности учителей Москвы в 1907—1914 гг.: Из истории народного образования // Начальная школа. 1991. № 2. С. 73—77, 84.
    22. Меньшикова Е. А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы: Конец XIX — нач. XX вв. // Начальная школа. 1992. № 9/10. С. 3—7.
    23. Михалевская Г. И. Служебные преимущества русского учителя [в гимназиях дореволюционного периода] // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 1994. С. 102—105. (1-814340)
    24. Мор Я. Несколько слов о материальном положении преподавателей наших гимназий. СПб., Риккер, 1898. 16 с. Отт. из журн. "Рус. школа". (96554)
    25. О допущении учительниц в мужские гимназии // Образование. 1898. № 9. Разд.: Хроника. С. 98—99.
    26. О порядке приобретения учителями городских училищ права на звание домашнего учителя. Б. м. и г. 4 с. (Гос. совет в департаменте законов ...). (75019)
    27. Острогорский А. Н. Учитель и даровитые ученики (отрывки) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала  XX в. М., 1990. С. 318—321. (1-745746)
    28. Острогорский В. Из истории моего учительства. Как я сделался учителем. (1851—1864 гг.). СПб.: Попова, 1895. X, 293 с. (197380)
    29. Острогорский В. П. Учитель словесности (отрывок) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX в. М., 1990. С. 362—363. (1-745746)
    30. Отчет о краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц начальных училищ. 1, 3, 5 и 8 районов Тобольской губернии, бывших в г. Ишиме от 9 июля по 5 августа 1913 г. Тобольск: Тип. Епарх. братства, 1914. 59 с. (В-22331)
    31. Отчет о краткосрочных педагогических курсах 1899 г., для учителей и учительниц начальных народных училищ Сарапульского уезда /Сост. руководитель курсов С. Ламовицкий. [Сарапул, 1901]. 105 с.
    32. Петров В. М. Московские учителя XIV столетия // Педагогика. 1997. № 2. С. 90—94.
    33. Плестерер А. Материалы к вопросу о подготовке учителей и о желательном вознаграждении преподавателей средних учебных заведений. М.: Тихомиров, 1899. 93 с. (96555)
    34. Полуказакова Е. А. Развитие педагогических идей повышения квалификации учителей в России во второй половине XIX — начала  XX вв.: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 24 с.
    35. Правила, по коим воспитанникам казенных высших и средних учебных заведений ведомства Министерства народного просвещения предоставляется право заниматься преподаванием в частных домах: Министерские распоряжения // Журнал Министерства народного просвещения. 1868. Ч. 139. Сентябрь. С. 83—85.
    36. Ромашина Е. Ю. Подготовка учителей в России как составная часть школьной реформы 1782—1786 гг. : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
    37. Руководство для сельских учителей и учительниц / Сост. В. Вахрушева. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Тип. Демиса, 1865. 76 с. (1-840569)
    38. Румянцева Т. Д. К вопросу о взаимоотношениях в системе "учитель — ученик" в истории педагогической науки и практики российской школы: [Краткий обзор педагогических теорий XIX— XX вв.] Проблемы культуры, языка, воспитания. Архангельск, 1996. Вып. 2. С. 123—127.
    39. Савенков И. Т. Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий, начинающим сельским учителям и учительницам. О главнейших обязанностях народного учителя. Красноярск: Тип. Жилина, 1892. 80 с. (72948)
    40. Семенов Д. Педагогические заметки для учителей: Прил. к книге "Отечествоведение". СПб.: Изд. Черенина и Михайловича, 1864. 60 с. (1-816993)
    41. Смирнов Н. Н. На переломе: российское учительство накануне и в дни революции 1917 года / Ин-т рос. истории РАН. СПб.: Наука, 1994. 410 с. Имен. указ.: с. 396—406.
    42. Союз учителей средней школы // Образование. 1905. № 4. С. 299—301.
    43. Степанов С. Из истории вопроса о материальном положении персонала мужских гимназий и реальных училищ. Б. м. и г. 18 с. (113118)
    44. Степанов С. К вопросу о педагогической подготовке преподавателей средней школы в России: Ист. очерк. Б. м. и г. 35 с. (113119)
    45. Столпянский Н. П. Руководство для сельских учительниц и учителей. СПб.: Обществ. польза, 1870. 352 с. (23629)
    46. Стоутмейер Г. Общественное положение учительства / Пер. М. Левитиной // Русская школа. 1917. № 9—12. С. 74—88.
    47. Стрельцов Е. Из 25 летней практики сельского учителя. Воспоминания, очерки и заметки Е. Стрельцова. СПб., 1875. Ч. 1: Сельская школа. 1849—1864 гг. 448 с. (247989)
    48. Сучков И. Высшая школа и учительство России в конце XIX — начале  XX вв. // Alma mater. М., 1994. № 2. С. 43—44.
    49. Сучков И. В. Социальный и духовный облик учительства России на рубеже XIX — XX веков // Отечественная история. 1998. № 1. С. 65—66.
    50. Тихомиров Д. И. Отчет о первом съезде учительниц семинарок земской учительской школы П. П. Максимовича в Твери 1883 год, 7—18 августа. СПб.: Тип. Котомина, 1883. 286 с. (85032)
    51. Тихомиров Д. И. Записки о губернских краткосрочных педагогических курсах в Твери 1896 г. М.: Изд. ред. журн. Детское чтение, 1896. 280 с. (1-817278)
    52. Толстихина А. Престиж русского учителя: В прошлом веке он был гораздо выше нынешного // Первое сентября. 1996. 5 окт. (№ 97). С. 5.
    53. Тулупов Н. В., Шестаков П. М. К вопросу об устройстве Всероссийского учительского союза. М.: Тип. Сытина, 1905. 30 с. (В-18194)
    54. Ученье и учитель: Педагогические заметки. 2-е изд. М.: Изд. Победоносцева, 1901. 61 с. (В-11508); 1904. Кн. 2. 54 с. (1-839234)
    55. Фальборк Г., Чарнолуский В. Учительские семинарии и школы. СПб., 1901. 237 с. (276342)
    56. Чехов Н. В. Народный учитель // Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912. С. 107—126. (1-822030)
    57. Шаталов А. А. [1828—1910 гг.] Об учителе и технологии обучения и воспитания // Современные подходы к обучению и воспитанию детей и молодежи в системе непрерывного образования. М., 1994. С. 42—48.
    58. Штевен А. А. Из записок сельской учительницы. СПб., 1895. 168 с. Из содерж.: История одной школы. По поводу школ грамотности и др. (263636)