RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах.

Великий замысел Александра Смирдина

Сборник «Сто русских литераторов» занимает особое место среди изданий Александра Филипповича Смирдина, крупнейшего книгоиздателя XIX в., деятельности которого посвящён один из предыдущих выпусков рубрики.

Исполняя свою жизненную цель – издать всех русских авторов, книгоиздатель выпускал их сочинения в виде отдельных трудов, публиковал в альманахе «Новоселье», журнале «Библиотека для чтения». Сборник «Сто русских литераторов» стал новым шагом на этом поприще.

Согласно своему замыслу, Смирдин планировал выпустить сборник в десяти томах, включая в каждый из них новые произведения десяти русских писателей и поэтов конца XVIII – первойполовины XIX вв. В предисловии к первому тому сборника Смирдин пояснил свою задумку: «С давнего времени имел я намерение собрать самые верные портреты известнейших современных литераторов Русских, и издать это собрание в свет, с приложением оригинальной, новой, нигде ещё ненапечатанной статьи каждого автора и к каждой статье соответственной картинки».

Так, начиная с 1839 г., в типографию Смирдина стали поступать поэтические и прозаические сочинения для нового сборника. Первыми из них стали произведения А.А. Бестужева-Марлинского, Д.В. Давыдова, Р.М. Зотова, Н.В. Кукольника, Н.А. Полевого, А.С. Пушкина, О.И. Сенковского и др. Сочинения формировались в тома и располагались издателем в порядке их поступления.

В соответствии со сформировавшимся издательским стилем Смирдина сборник «Сто русских литераторов» имел роскошное художественное оформление: иллюстрации, лучшие шрифты, бумагу высшего качества. К каждому сочинению прилагался портрет автора и одна иллюстрация. Исключение составил портрет А.А. Бестужева-Марлинского, который был изъят из первого тома сборника по цензурным соображениям. Гравюры для сборника были выполнены на стали и исполнены в Лондоне с портретов, рисованных А.П. Брюлловым, А.И. Ладюрнером, К.А. Зеленцовым, В.К. Демидовым, Ф.П. Толстым, Т.Г. Шевченко, В.Ф. Тиммом.

В связи с таким богатым оформлением расходы на издание сборника были крайне высоки: на выпуск только первого тома книгоиздатель затратил сорок тысяч рублей. Смирдин надеялся на большой успех своего нового издательского проекта и рассчитывал на тираж не менее десяти тысяч экземпляров. По мнению Смирдина, портреты литераторов и иллюстрации к их произведениям служили ключом к полному пониманию текста. Именно поэтому книгоиздатель не скупился ни на гонорары авторам, ни на оформление и качество издания.

Однако, несмотря на усилия издателя, среди читающей публики сборник не получил популярности. Об этом свидетельствует историк книги Н.П. Смирнов-Сокольский в труде «Русские литературные альманахи и сборники XVIII–XIX вв.»: «Технически издание осуществлялось великолепно, с большой роскошью. И тем не менее оно было принято читателями равнодушно, не оправдав надежд А.Ф. Смирдина». Вместе с тем, современники отмечали пестроту содержания сборника, выраженную в попытке Смирдина объединить в одном издании классиков русской литературы и второстепенных, менее известных писателей.

Эти факторы привели к прекращению амбициозного издательского проекта Смирдина. Врамках серии из планируемых десяти томов издателю удалось выпустить только три – в 1839, 1841 и 1845 гг.

В Научной библиотеке ТГУ сборник «Сто русских литераторов» представлен в двух книжных собраниях: все три тома (1839, 1841, 1845 гг.) – в родовой библиотеке Строгановых, только второй том сборника (1841 г.) – в личной библиотеке М.В. Сурина.

Увидеть это издание можно в специальной витрине в профессорском читальном зале.

 

Галерея

 

Дрожжина Дарья Юрьевна,
библиотекарь 1 категории отдела рукописей и книжных памятников

 

 Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

 

Яндекс.Метрика