НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

«Женщина заморских чертей»: А.В. Потанина и ее рукописи

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.

«Женщина заморских чертей»: А.В. Потанина и ее рукописи

Летом 1876 года в далеком приграничном Зайсане группа русских путешественников во главе с Г.Н. Потаниным по поручению Императорского Русского Географического Общества готовилась отправиться в малоизвестные районы Северно-Западной Монголии. Экспедиции предстояло несколько раз перейти Монгольский Алтай, через Джунгарское Гоби выйти к восточным отрогам Тянь-Шаня, побывать в городах Кобдо, Баркуль, Хами, буддийском монастыре Улясутая и у озера Косогол. Экспедиция должна была быть, выражаясь современным языком, комплексной – ее целью был сбор сведений как о физической географии, флоре и фауне региона, так и о торговле и этнографии местных народов. Начиналась Первая монгольская экспедиция известного сибиряка, за которой вскоре последовала вторая – в Урянхайский край.

В группе было всего восемь человек; вооруженного конвоя, в отличие от некоторых других экспедиций в Центральную Азию, не было. Выделялась группа и тем, что в ее составе была женщина – Александра Викторовна Потанина. Это было ее первое путешествие с мужем. Через много лет ее, одну из первых женщин России, примут в члены Русского географического общества, а за очерк «Буряты» наградят золотой медалью общества. Ей предстояли и другие экспедиции, в Китай и Тибет, но в 1876 г. Александра Викторовна находилась в начале своего пути.

В Научной библиотеке ТГУ с 1920 г. хранится архив Г.Н. Потанина, еще не до конца обработанный и изученный. В составе этого архива есть и большое количество материалов, относящихся к А.В. Потаниной: многочисленные рукописи, путевые дневники, рисунки, черновики статей и литературных опытов, выписки из изданий по истории и этнографии Сибири, Монголии и Китая. Помимо этого сохранилась часть переписки Александры Викторовны с ее родственниками, а также несколько писем самого Григория Николаевича к жене.

Основные вехи жизни Александры Викторовны к моменту ее путешествия хорошо известны. Родилась она в 1841 г. в Нижегородской губернии в семье священника В.Н. Лаврского, получила домашнее образование; в 1866 г. поступила воспитательницей в епархиальное училище; в 1872 г., навещая своего младшего брата Константина, отбывавшего ссылку в городе Никольске Вологодской губернии, познакомилась с Г.Н. Потаниным – тоже ссыльным; в 1874 г. они поженились. За этими фактами – история самоопределения русской женщины, чья молодость пришлась на 1860 гг.: чтение серьезной литературы и современных журналов, самостоятельные литературные опыты, совместное с братьями увлечение естествознанием. В общем, поиск собственного жизненного пути – вне рамок, предписанных дочери священнослужителя обществом. Об этом времени можно прочесть в незавершённой автобиографии Александры Викторовны, которую она писала во время своего последнего путешествия в Китай, в примечаниях и дополнениях к ним её старшего брата Валериана, а также узнать из семейной переписки 1850-1860 гг., частично сохранившейся в архиве.

Во время экспедиции Г.Н. Потанин и его жена вели полевые дневники, которые позже стали основой для официального отчета экспедиции – изданных в 1881-1883 гг. «Очерков Северо-Западной Монголии» в четырех выпусках (они содержат также материалы Второй монголо-тувинской экспедиции). Из этих опубликованных дневников экспедиции Г.Н. Потанин сознательно исключил все, что относилось к «личным впечатлениям и рассказам посторонних лиц», ограничившись лишь сухим перечислением географических фактов. Рукописные дневники Александры Викторовны позволяют существенно дополнить «Очерки». Более подробно, чем в «Очерках», в них говорится о бытовых условиях проведения экспедиции, приводятся развернутые характеристики местного населения, и самое главное – раскрывается личный опыт Александры Викторовны во время путешествия и ее становление в качестве исследователя. Об одном из таких дневников, где зафиксированы наблюдения и впечатления во время пути из Кобдо в Хами с марта по май 1877 г., и пойдёт речь.

В экспедиции Александра Потанина выполняла традиционную женскую работу: стирала белье, распоряжалась хозяйственными и финансовыми делами. Но почти сразу же она начала заниматься и чисто научными трудами: помогала мужу в метеорологических наблюдениях, сборе растений и окаменелостей. Особенный интерес она проявляла к жизненному укладу и обычаям местных народов, что с течением времени все больше отражалось на страницах дневника.

Важно подчеркнуть, что само присутствие Александры Викторовны открывало дополнительные возможности для этнографической работы экспедиции, оттеняя ее мирный характер. Так, описывая приезд в Баркуль, она записала слова хозяйки гостиницы о страхе местных жителей перед приближающимися «янгуйцзы» [букв., «заморский черт» – так в Китае называли чужаков], от которого избавились, когда стало известно, что с экспедицией едет женщина. Поэтому Александра Викторовна имела доступ в семейный быт туземцев, часто закрытый для постороннего мужчины. Повседневная жизнь местных женщин стала своего рода ее «научной специализацией». Значительная часть этнографических материалов была собрана именно благодаря усилиям Александры Викторовны.

Кроме того, почти сразу А.В. Потанина начинает пробовать себя в качестве рисовальщика. Из первой экспедиции в архиве сохранилось несколько зарисовок, одна из которых представлена на выставке. По дневнику можно судить также о художественном мировосприятии путешественницы: страницы заполнены красочными описаниями местностей, по которым шла экспедиция. Впоследствии Александра Викторовна будет брать специальные уроки рисования у художника И.И. Шишкина. Изобразительные материалы из последующих экспедиций являются одной из самых ценных частей ее наследия.

Судя по дневникам, в пути Александра Викторовна успевала много читать (чаще всего – Евангелие, но упоминается и журнал «Сын Отечества»). В дневнике она жалуется, что плохое освещение часто мешает заниматься чтением и письмом – традиционными занятиями европейцев. Но вечера заполняют разговоры с сотрудниками экспедиции, зачастую «о предметах, совершенно неподходящих к обстановке: о паспортной системе, о пользе и вреде железных дорог, о земстве и тому подобном. Часто в нашей юрте до поздней ночи велись разговоры о таких отвлеченных предметах».

Семейная переписка раскрывает другую сторону жизни А.В. Потаниной во время путешествия. Помимо дополнительных сведений о ходе экспедиции, она показывает, например, отношение близких к её – «Сашеньки» – неординарному поступку. Сохранились наполненные тревогой письма ее мамы с теми вопросами и наставлениями, с которыми родители из века в век обращающаяся к своим чадам: как она питается и во что одевается, не безопаснее ли ехать на вьючных верблюдах, чем верхом на лошади и т.п. В ответном письме Александра трогательно корила за себя за эти беспокойства: «Досадно стало на себя в тоже время из писем как будто видно, что Вы милая маменька беспокоитесь обо мне и думаете о моих неудобствах гораздо более чем их было на самом деле, вероятно, это произошло от моей неприятной привычки хоть на что-нибудь да жаловаться».

Трудности, разумеется, были. Чего только стоил первый переход через Гоби – «мрачную пустыню, усеянную черной блестящей галькой», со «скелетами верблюдов и лошадей» вдоль дороги. Мотив испытаний, впрочем, далеко не превалирует в дневнике; чаще Александра Викторовна говорила о бытовых трудностях. Да в и целом, сравнивая свою нынешнюю жизнь с петербургской, она делала выбор в пользу первой: «С каким удовольствием буду вспоминать наши стоянки, нашу юрту, наших предупредительных слуг», «здесь ни от кого не зависима и очень мирно жизнь шла… мы с Г.Н. были как бы только вдвоем, обо всем он говорил со мной…».

Для Александры Викторовны экспедиции в Центральную Азию стали не только путешествием в далекие страны, но и путешествием внутрь себя, открытием новых горизонтов собственного опыта. Материалы, хранящиеся в Научной библиотеке, раскрывают сложный путь, который прошла русская женщина второй половины XIX в. в поиске своего призвания. В этом смысле Александра Потанина стала действительно первопроходцем. Ее историю мы продолжим в следующих выпусках рубрики.

Галерея

 

Артём Викторович Васильев,
кандидат исторических наук,
заведующий отделом рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика