Шекспир
Коллекция гравюр

О коллекции

Техники гравюры

© 2011 Научная библиотека
Томского государственного университета


Составитель: Васенькин Н. В.
e-mail: nikovas@mail.ru
Техническое исполнение: Водолазова Т. А.

Произведения ШЕКСПИРА
в английской гравюре 18 века


Об одной коллекции английской гравюры XVIII века в фондах
Научной библиотеки Томского государственного университета
Н. В. Васенькин

Научная библиотека Томского государственного университета, являясь крупнейшей вузовской библиотекой за Уралом, также входит и в пятерку крупнейших библиотек России по количеству редких книг – более 110 тысяч единиц хранения сосредоточены в ее Отделе рукописей и книжных памятников (ОРКП).

В 1879 г., спустя год после подписания указа об основании Императорского Томского университета, для его библиотеки была передана в дар библиотека графа Григория Александровича Строганова (1770–1857) – известного государственного деятеля – дипломата и члена Государственного Совета. Роскошная родовая „аристократическая“ библиотека, формировавшаяся на протяжении целого столетия, легла в основу фонда университетской библиотеки и насчитывала более двадцати тысяч томов. Среди множества книг, журналов, газет были и многочисленные графические работы.

К сожалению, до настоящего времени последние не стали еще объектом пристального изучения, и настоящее сообщение лишь первый шаг на пути к описанию этой части библиотеки Г. А. Строганова. Одна из жемчужин графической коллекции библиотеки Строганова – эстампы из „Собрания гравюр, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира“ (в 2-х тт. – Лондон, 1805) или по неофициальному названию из „Большой шекспиро-бойделловской галереи“. Вдохновителем, организатором, издателем и спонсором этого проекта стал английский художник, гравер и издатель Джон Бойделл (1719-1804).

Джон Бойделл (John Boydell) родился в в английском городе Доррингтоне, графства Шропшир в семье землемера. Первоначально Джон выбрал профессию отца, но в 21 год оставил это занятие в пользу искусства. В 1740 году, приехав в Лондон, он стал студентом академии св. Мартина, и поступил также подмастерьем к граверу Уильяму Томсу (William Henry Toms). По словам Бойделла, выбрать Томса своим учителем его заставило то восхищение, которое он испытал впервые увидев его работы. Сам же он до поступления в ученики никоим образом не был связан с граверным искусством и, более того, никогда ранее не видел граверной доски. Тем не менее, практически с первых месяцев своего ученичества он приступил к работе и очень скоро стал выпускать гравюры не только по чужим рисункам, но и по своим собственным. Так, в 1744 г. он выпустил небольшие пейзажи, которые продавал наборами по шесть штук, выставляя их в витрине магазина игрушек. Особой популярностью пользовалась „Книга мостов“ ("Bridgbook"), названная так потому, что в каждом пейзаже присутствовал мост. В следующем году Бойделл выпустил уже большеформатные виды Лондона, Оксфорда и других мест Англии и Уэльса, причем и рисовал, и гравировал их самостоятельно. Серия пользовалась огромной популярностью, позволила Бойделлу составить небольшой первоначальный капитал и начать собственное дело. Позднее он писал, что именно этим сериям принадлежит честь создания лорд-мэра Лондона (им, кстати, он становился дважды в 1782 и 1790 гг.). Бойделл, вообще, является ключевой фигурой в истории английской гравюры XVIII века. По словам одного из основателей и первого президента Королевской академии художеств Джошуа Рейнольдса (Joushua Reynolds), Бойделл один сделал для развития искусства в Англии больше, чем вся Академия художеств.

В ноябре 1786 г. на обеде в доме своего племянника Джозайи Бойделла (Josiah Boydell), на котором также присутствовали известные английские художники Джорж Ромни (George Romney) и Бенджамин Уэст (Benjamin West), возникла идея, которая стала вершиной в деятельности Д. Бойделла на издательском поприще. А именно, идея создания постоянно действующей экспозиции живописных и графических произведений на сюжеты шекспировских пьес. Ставя перед собой задачу создания исторического направления в английской живописи, Бойделл подключил к реализации своей идеи лучших английских художников. Заказанные им картины на определенные заранее сюжеты помещались в Шекспировской галерее, для которой в 1789 г. было куплено и отреставрировано здание в центре Лондона (Pall Mall). Для репродуцирования живописных полотен опять же лучшими граверами Англии, Бойделл оборудовал новую мастерскую, где с 1791 г. и начал издавать их работы.

Всего за период с 1791 по 1804 Джоном и Джозайей Бойделлами было выпущено 102 листа, причем выпускались они по двум форматам – фолио и кварта. Затратив огромную сумму в более чем сто тысяч фунтов, Бойделл, будучи, прежде всего, предпринимателем, хотел не только вернуть затраченное, но и получить прибыль, рассчитывая, прежде всего, на рынок континентальной Европы. Однако этого не произошло. Французская революция, а затем и война с Францией сильно ограничили рынок сбыта и привели к краху предприятие Бойделла. Стремясь покрыть убытки, в 1804 г. он, получив специальное разрешение Парламента, провел лотерею, призами в которой были экспонаты Шекспировской галереи – 167 живописных полотен и скульптура. Галерея прекратила свое существование в 1805 г., многие работы были забыты или даже утрачены, но благодаря гравюрам мы можем судить о грандиозности замысла, и о представлениях о Шекспире в конце XVIII века.

В коллекции Г. А. Строганова насчитывается 67 листов из „Собрания гравюр, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира147;. 65 из них выполнены по сюжетам 27 пьес Шекспира, в том числе, по таким известным как „Ромео и Джульетта147;, „Король Лир“, „Укрощение строптивой“, „Тщетные усилия любви“, „Сон в летнюю ночь“, „Двенадцатая ночь“, „Гамлет“, „Макбет“ и др. Еще две гравюры выбиваются из общего ряда – первая представляет собой, по всей вероятности, титульный лист ко всему „Собранию...“, на котором изображен Шекспир в окружении Музы драмы и Гения живописи. Гравюра выполнена Бенжамином Смитом по горельефу Томаса Банкса, украшавшего некогда вход в „Шекспировскую галерею“ в Лондоне. Второй лист посвящен английскому актеру, драматургу и театральному деятелю – Дейвиду Гаррику (Garrick David) (1717–1779), которому принадлежит заслуга популяризации творчества Шекспира (им было исполнено 25 ролей в шекспировских пьесах, а в 1769 году он учредил шекспировские юбилеи на родине драматурга).

Все гравюры отпечатаны на бумаге большого формата,так называемого королевского фолио (Crown folio), в смешанной технике пунктира, резцовой гравюры и офорта. На каждом листе под изображением выгравированы – слева имя художника, справа имя гравера, в центре имена издателей, место издания (Лондон), адрес „Шекспировской галереи“ (Pall Mall), точная дата выпуска (год, месяц, число), а также шекспировский текст, относящийся к данной иллюстрации. Список художников насчитывает 26 человек. В нем мы находим имена корифеев английской живописи. Более трети этого списка – академики Королевской академии художеств:

Джошуа Рейнолдс (1723–1792) – основатель и первый президент академии, выдающийся портретист, благодаря которому в английской портретной живописи появилась некоторая интимность, стал светлее колорит, появились грация и элегантность. Генри Фюзели (Heinrich Fuseli) (1741–1825) – приобрел широкую известность благодаря фантастической символике сюжетов своих картин и сегодня называется в числе предшественников сюрреализма. Ангелика Кауфман (Angelica Kauffman) (1746–1807) — талантливейшая швейцарская, по происхождению, художница, ставшая в 27 лет одним из членов-основателей академии. Бенджамин Уэст (Benjamin West) (1738–1820) – основатель и второй президент академии, официальный исторический живописец английского двора. Джозеф Райт из Дерби (Joseph Wright of Derby) (1697–1764) — пейзажист и портретист, мастер светотени. Джон Опи (John Opie) (1761—1807) – „корнуэльское чудо“, художник-самоучка ставший академиком; про которого его современник Джеймс Норткот (James Northcote) говорил: „Иные художники пишут, чтобы жить, Опи живет, чтобы писать“. Ричард Уэстолл (Richard Westall) (1765–1836) – придворный рисовальщик будущей королевы Виктории и талантливый книжный иллюстратор. Томас Кирк (Thomas Kirk) (?–1797) – был известен не только как художник, но и гравер, к сожалению, рано умерший от туберкулеза. Томас Стотард (Thomas Stothard) (1755–1834) – чрезвычайно плодовитый художник и гравер, талантливый книжный иллюстратор, общее количество работ которого насчитывает более пяти тысяч. Джеймс Норткот (James Northcote) (1746–1838) – талантливый портретист, ученик Рейнолдса. Джозеф Фарингтон (Joseph Farington) (1747–1821) – один из самых успешных пейзажистов Англии конца восемнадцатого столетия.

Остальные художникииз этого списка – Генри Трешем (Henry Trasham) (1749–1814), Джеймс Дерно (James Durno) (1745–1795), Джеймс Барри (J. Barry) (1741–1816), Джордж Ромни (George Romney) (1734–1802), Джозайя Бойдел (Josiah Boydell) (1750–1817), Иоганн Генрих Рамберг (Johann Heinrich Ramberg) (1763–1840), Мэтью Уильям Питерз (Мatthew William Peters) (1742–1814), Роберт Смирк (R. Smirke) (1752–1845), Роберт Едж Пайн (Robert Edge Pine) (ок. 1730–1788), Уильям Гамильтон (William Hamilton) (1751–1801), Уильям Миллер (William Millеr) (ок. 1740–ок.1810), Уильям Ходжез (William Hodges) (1744–1797) Фрэнсис Уитли (Francis Wheatley) (1747–1801), Джон Фрэнсис Риго (John Francis Rigaud) (1742–1810) – хотя и не были членами академии, но также являются яркими представителями английской школы живописи.

Следует еще раз подчеркнуть, что абсолютно все художники, привлеченные к реализации идеи Бойделла, были профессионалами именно в тех областях, которые в Англии XVIII столетия достигли ошеломляющих успехов, т. е. в портретной и пейзажной живописи. Большинство картин, представленных в галерее, не имели ничего общего с исторической живописью, за появление которой так ратовал Дж. Бойделл. Зачастую их композиция в точности повторяла сценические мизансцены, а сами фигуры, как отмечали современники, были гротескны и анатомически неправильны. Тем не менее, все они соглашались сотрудничать с Бойделлом, привлеченные, как нам кажется, не идеей содействия появлению в Англии исторической школы, а скорее финансовым обеспечением. Ведь тому же Рейнольдсу или Уэсту, например, Бойделл платил по тысяче фунтов за картину.

Не обижал издатель и приглашенных граверов. Зачастую они получали даже больше чем создатели оригинала, так как гравюра – трудоемкий и изнурительный процесс. Список граверов, принимавших участие в создании „Собрания гравюр...“, представленных в строгановской коллекции, не менее представителен (24 человека). К сожалению, сведений о многих из них найти не удалось. Но список известных возглавляет, не по количеству гравюр (здесь другие рекордсмены), но по масштабам фигуры, самый высокооплачиваемый Бойделлом гравер, Франческо Барталоцци (Francesco Bartolozzi) (1727–1815) – итальянец по происхождению, один из основателей Королевской академии художеств; с чьим именем связано распространение пунктирной манеры в Англии, которую он усовершенствовал, придав бóльшую свободу. Он имел множество учеников и подражателей. Среди них его соотечественник Луиджи Скьявонетти (Luigi Schiavonetti) (1765–1810); не являющийся прямым учеником Барталоцци, но унаследовавший его стиль и манеру гравирования, ирландский гравер Томас Бёрк (Thomas Burke) (1749–1815); Джон Огборн (John Ogborne) (1725–1795), и дочь известного гравера Джеймса Уотсона (James Watson) (1740?–1790), работавшего в технике меццо-тинто Каролина Уотсон (Caroline Watson) (1760–1814), которая по мастерству пунктира конкурировала со своим учителем. Среди граверов, внесших наибольший вклад в реализацию проекта Бойделла, следует назвать Жана Пьера Симона (Jan Pierre Simon) (1750–1810), награвировавшего 15 досок (в коллекции Г. А. Строганова представлены 13), и официального гравера принца Уэльского Роберта Тью (Robert Thew) (1758–1802) исполнившего 24 гравюры, из которых в строгановской коллекции представлены 15. Скорость гравирования не мешала качеству исполнения. Оба они работали в пунктирной манере, которой овладели в совершенстве, а комбинирование с резцом позволяло им, не жертвуя четкостью линий, передавать тончайшую игру света и тени, приближая графику к качеству живописного оригинала. Самьюэл Миддимен (Samuel Middiman) (1750–1831) и Уильям Шарп (William Sharp) (1749–1824) работали в технике резцовой гравюры по офортной подготовке, что позволяло избегать геометрической холодности, свойственной английской резцовой гравюре середины XVIII в. Еще два гравера – Жан Баптист Мичел (Jean Baptiste Michel) (1748–1804) и Фрэнсис Легат (Francis Legat) (1755–1809) – также практиковали сочетание различных техник, используя резец для изображения фигур и пунктир для фона. Интересный факт: многие из граверов того времени были художниками, а упомянутые выше, художники – граверами, но только одному из них – Томасу Кирку, Бойделл доверил сделать гравюру по собственной картине.

Создание „Шекспировской галереи“ стало важным событием в истории развития английской живописи и гравюры. А издание „Собрания гравюр, иллюстрирующих драматические произведения Шекспира“, завершило в Англии „эру Бойделла“. Г. А. Строганов, будучи ценителем искусства и страстным собирателем книг, не мог пройти мимо этого факта. А мимо факта существования этих работ в Строгановской коллекции не мог пройти творческий коллектив сотрудников ОРКП НБ ТГУ, Томского областного художественного музея, Томского областного драматического театра и Театра юного зрителя и в 2001 г., при поддержке Института „Открытое общество“ (фонд Сороса) организовал и провел на площадях художественного музея выставку „Мир шекспировского театра“.

Гераклит сказал когда-то, что нельзя дважды войти в одну и туже реку. Сегодня, наверное, уже не получится повторить эту выставку, которая в своё время стала культурным событием в жизни Томска. Но благодаря современным компьютерным технологиям у посетителей сайта Научной библиотеки ТГУ появилась возможность ознакомиться с небольшой частью графической коллекции библиотеки Г. А. Строганова, которая безусловно требует дальнейшего изучения, и важным шагом здесь видится представленный Вашему вниманию иллюстрированный каталог „Шекспировской галереи“.