НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

МАЗАРИНАДЫ В ТОМСКЕ: «Исповедь Джулио Мазарини во всех преступлениях, им совершённых»

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.

МАЗАРИНАДЫ В ТОМСКЕ: «Исповедь Джулио Мазарини во всех преступлениях, им совершённых»

В фонде Научной библиотеки Томского государственного университета имеется небольшое собрание оригинальных документов, опубликованных во Франции в середине XVII века. Речь идёт о произведениях печати периода Фронды (1648-1653). Борьба французского парламента и знати за устранение от власти первого министра Мазарини породила огромный поток сочинений сатирического характера, направленных против ненавистного итальянца. Первые памфлеты против Мазарини появились в октябре 1648 г., однако сам термин «мазаринада» вошёл в обиход позднее, после того как в марте 1651 г. была опубликована сатирическая поэма с таким названием. Её автором был поэт Поль Скаррон (1610-1660), один из идеологических противников Мазарини. В настоящее время термин «мазаринада» используется историками применительно ко всем публицистическим произведениям периода Фронды, вне зависимости от персоны, в поддержку или против которой они были направлены. К мазаринадам также относят весь корпус официальных документов правительства: ордонансы, постановления, эдикты. Среди памфлетной литературы этого времени существует также небольшое число произведений (приблизительно десятая часть) в поддержку политики Мазарини.

Всего за годы Фронды в Париже и провинциях было опубликовано более 5000 мазаринад (от 5 до 30 памфлетов за один день!). Точное число их не установлено, поскольку до сих пор не выявлены все региональные издания. Как считают некоторые исследователи, обилие памфлетной литературы было вызвано не столько накалом страстей и желанием изгнать первого министра из Франции, сколько сугубо экономическими причинами. Во время волнений в Париже, когда малолетний король Людовик XIV, его мать-регентша Анна Австрийская со двором выехали за пределы столицы, уменьшилось количество заказов на изготовление книг. В то же время небольшие по объёму памфлеты (4-8 страниц), было легко набрать, продать и получить прибыль в тот же день. В авторах, оставшихся без материальной поддержки богатых покровителей, недостатка не было. Зачастую речь идёт о беднейшей части представителей  печатников, когда автор, печатник и распространитель были представлены в одном лице. Памфлеты, не получившие официального разрешения властей, печатались нелегально, без указания фамилии автора и адреса типографии. Мазаринады, наиболее острые по содержанию, распространялись в рукописях и никогда не были напечатаны. К настоящему времени доля раскрытых исследователями имён авторов не превышает пятой части от общего числа памфлетистов.

Мазаринады, хранящиеся в фонде Научной библиотеки Томского государственного университета, являются оригинальными изданиями XVII века. Документы были привезены в Томск в составе книжного собрания графа Г.А. Строганова (1770-1857). Они представляют собой 12 искусственных сборников, или конволютов. В общей сложности в сборниках насчитывается 719 памфлетов, часть которых дублируется, есть несколько неполных экземпляров. Встречаются в собрании и курьёзные примеры. Некоторые мазаринады приплетены в перевёрнутом виде. Один из памфлетов ошибочно разбит переплётчиком на две части, каждая из которых получила свой порядковый номер при первичном библиотечном учёте. Оформление переплётов говорит в пользу того, что Строганов не собирал мазаринады по одной, а приобрёл их в готовых сборниках, сформированных по тематико-хронологическому принципу. В томской коллекции больше всего изданий 1649 г. – 468; напечатанных в Париже – 498.

Адресатами памфлетов наряду с Мазарини чаще всего являются малолетний король Людовик XIV, королева-регентша Анна Австрийская, принц Луи Бурбон-Конде, герцог Франсуа де Бофор. Фамилии авторов чаще всего скрыты за инициалами либо подписаны вымышленными именами типа: «Elisabeth Saleté» (Елизавета-замарашка), «La Misère Persécutée» (Нищета, гонимая властями), «Un Provincial» (Провинциал), «Le sieur de Vieux-Pont» (Господин со Старого Моста), «Un Gentilhomme français» (Французский дворянин).

Оригинальной особенностью томских сборников мазаринад можно считать использование гравированных портретов XVII века. Портреты являются самостоятельными изданиями, напечатанными после окончания гражданской войны. Выпуск эстампов с изображениями известных современников и героев прошлых лет был налажен в Париже в 1632 г. парижским гравёром и издателем Балтазаром Монкорне (Moncornet Balthazar, 1598-1668) и продолжался более двадцати лет. В пятидесятые годы XVII века идею подхватили другие издатели, в частности Пьер Даре (Daret Pierre, 1610-1675). На портретах изображены видные участники и вожди Фронды: дядя короля герцог Гастон Орлеанский, маршал Тюренн, губернатор Парижа Франсуа Лопиталь, коадьютор Парижский Поль де Гонди (впоследствии кардинал де Рец) и другие. Портреты – всего их тринадцать – изданы с королевской привилегией, т.е. с официальным разрешением властей, подпись к ним выдержана в нейтральных тонах, зачастую контрастируя с текстом памфлета, к которому она относится. Именно по этому принципу соединяются в сборнике портрет кардинала Мазарини и «Генеральная исповедь Джулио Мазарини во всех преступлениях, им совершённых против Папы и Христианских Принцев». Из всего комплекса текстов составитель конволюта подобрал к портрету Мазарини один из самых едких и злых памфлетов. «Исповедь» написана анонимным автором от лица первого министра, который представлен как «обманщик, сластолюбец, предатель и вор». «Исповедуюсь в том, что грешил в помыслах, словах, делах – всегда, по обыкновению, по возможности. Против государства (разоряя), принцев (ложно обвиняя), магистрата (подстраивая ловушки наставнику короля), народа (завладевая его имуществом и вводя каждый день новые налоги)».

До недавнего времени о коллекции мазаринад в Томске было известно лишь узкому кругу библиотекарей. В настоящий момент вся коллекция оцифровывается и вскоре будет доступна on-line в Электронной библиотеке ТГУ. Создание цифровых копий облегчит доступ к документам, связанным с одним из интереснейших периодов французской истории.

Увидеть мазаринады можно в специальной витрине профессорского читального зала.

Галерея

 

Ольга Васильевна Крупцева,
ведущий библиотекарь отдела рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика