НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

«Наши, списанные с натуры русскими»

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных книгах.

 

«Наши, списанные с натуры русскими»

Появление в России нового жанра этнографических рассказов, называемых физиологическими очерками, было обусловлено начавшимся после Отечественной войны 1812 г. подъемом национального самосознания. Идея издания физиологических очерков, представляющих панораму общества, принадлежала англичанам и французам – европейские альманахи и сборники очерков были очень известны в 1830-е гг. и знакомили читателей всего мира с национальными типами и образами. В описаниях и рисунках были представлены все слои общества с оригинальными чертами характера и быта, с физическими и нравственными особенностями нации.

Инициатива издания русских типов принадлежала Александру Павловичу Башуцкому (1803-1876), который был известен как писатель, редактор и издатель журналов. Его литературное предпринимательство основывалось на стремлении формировать нравственный облик читающей публики, пробуждать народное самосознание. Очерки задумывались как описание различных сторон жизни, повседневного городского быта, социально-нравственных типов низших сословий России.

К изданию были привлечены столичные писатели, сотрудники журнала «Отечественные записки» И.И. Панаев и В.А. Соллогуб, а также украинский писатель Г.Ф. Квитка-Основьяненко, В.И. Даль и др. Сборник выпусков «Наши, списанные с натуры русскими» начал издаваться в декабре 1841 г. Предварительно в октябре была объявлена подписка и назначена цена за каждый выпуск, здесь же помещено приглашение к участию литераторов со своими статьями: «В необъятной России столько оригинального, самобытного, особенного – где лучше списывать, как не на месте, с натуры?».

Особенное внимание уделялось иллюстрациям, придававшим всему изданию новое идейно-образное звучание. Дорогие гравюры на стали и меди вытеснялись новыми видами репродукционной техники, рассчитанной на широкий читательский круг, – политипажами, гравюрами на дереве, литографиями. Рисунки иллюстрировали отдельные эпизоды очерков, вплетаясь в текст и объясняя его, являясь графическим откликом на печатное слово. Рисунки делали художники-рисовальщики В.Ф. Тимм, Т.Г. Шевченко, иллюстрации печатались в технике гравюры на дереве в мастерской К.К. Клодта.

Первый очерк «Водовоз» автора А.П. Башуцкого, напечатанный в четырех выпусках издания, был разрешен цензурой, но вызвал большой шум и недовольство правительства своим демократическим направлением. В очерке быт петербургского водовоза описан в стиле сентиментального натурализма попутно с рассуждениями о притеснениях бедняков, которые «терпят безропотно и с благородной гордостью самосознания собственной силы несут свой крест».

Высокий спрос и популярность у публики – в первые дни было раскуплено 500 экземпляров – свидетельствовал об успехе издания, и постепенно появились очерки «Армейский офицер» В.В. Львова, «Гробовой мастер» А.П. Башуцкого (1842). Реклама обещала очерки с названиями: «Книгопродавец-издатель», «Сплетницы», «Русский фельетонист», «Дачники», «Человек, который помаленьку обделал свои дела» и многие другие.

Выпуски «Барышня» и «Няня» написаны авторами, имена которых скрыты под псевдонимами. Женские образы раскрывают человеческие судьбы. Внутренний трагизм жизни барышни отразил социальную роль компаньонки, помощницы по хозяйству, живущей в разных домах и не имеющей ничего своего. Образ няни, воспитывающей младенцев, исполнен гармонии. Няня здесь является «опорой семейственного здания» в русском обществе. Конкретные жизненные обстоятельства и почти документальные материалы из жизни дворянских семей свидетельствуют о мемуарной природе данного очерка.

Замечательным образцом снятого «с натуры» очерка стал «Уральский казак» В.И. Даля, где, по словам В.Г. Белинского, проявилось умение автора «лицо типическое сделать представителем сословия». Маркиан Подгорный – и рыбак, и охотник, и солдат, и отец, и муж; он «редкий год дома, а от урядничьего чину три раза отмаливался, хочет быть рядовым казаком». Яркие, сочные сцены рыбной ловли при помощи багров характеризуют образ жизни главного героя: «Урал золотое дно, серебряна покрышка, кормит, поит, одевает и обувает его».

Впоследствии жанр физиологического очерка продолжил свое шествие на страницах журналов, коллективных и авторских сборников и стал точкой опоры в развитии реалистических тенденций русской литературы.
В 1986 г. издательством «Книга» было выпущено факсимильное издание сборника «Наши, списанные с натуры русскими»

 

Галерея

 

Гончарова Наталья Владимировна,
заведующая сектором отдела
рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика