НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

Новости

05 октября 2023
Образование ума и сердца: поэт и педагог Василий Жуковский

В 2023 году, в Год педагога и наставника, отмечается 240 лет со дня рождения поэта и переводчика, одного из основоположников романтизма в русской поэзии, Василия Андреевича Жуковского (1783–1852). Совпадение символическое: Жуковский-поэт – признанный учитель и наставник Александра Пушкина. Но Василий Андреевич ещё учил русскому языку и невесту великого князя Михаила Павловича Фредерику Шарлотту Марию Вюртембергскую, и великую княгиню, впоследствии императрицу, Александру Федоровну – жену Николая I. А в 1825 году Жуковский был назначен наставником и воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II.

Обучение великих княгинь строилось Василием Жуковским по схемам, которые он сам разрабатывал, преимущественно – по его же собственным переводам с немецкого на русский. Вместе с Жуковским в жизнь царской семьи вошел мир русской литературы. В воспитании наследника престола Александра Николаевича Василий Андреевич руководствовался учением швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, при этом выстраивал свою последовательную систему образования, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

По плану Жуковского, учение разделялось на три периода: отрочество с 8 до 13 лет, юность с 14 до 18 лет и первые годы молодости до 20 лет. Первый период, то есть «учение приготовительное», включал в себя усвоение религиозных и нравственных правил, обучение языкам, ознакомление с начальными понятиями геометрии, счета и русской грамматики. В центре внимания, по словам Жуковского, образование ума и сердца. Второй период – «учение подробное» – заключался в преподавании наук: от математики и физики до географии, истории и философии. Давались расширенная программа естественных наук, общие понятия о строении человеческого тела и психологии, политика и метафизика. Третий период – «учение применительное» – предполагал самостоятельность в составлении правил жизни, а также чтение классических книг.

При этом весь процесс обучения отвечал единой цели, по словам Жуковского: «Долг воспитателя и наставника состоит единственно в том, чтобы сделать питомца своего способным внимать наставлениям судьбы и воспользоваться ими с достоинством человека». Кроме того, Жуковский как наставник реализовал себя и в своей собственной семье, составляя методику обучения для своих детей. Результаты наставничества Жуковского нашли отражение в процессе царствования императора Александра II, названного в истории «царем-освободителем».

В личном собрании Василия Жуковского, которое хранится в Научной библиотеке Томского университета, сохранились книги с экслибрисами Александра Николаевича и учебные конспекты, которые были предназначены для обучения наследника престола: учебные материалы по всемирной истории и российской истории разных периодов, конспекты по математическим наукам (арифметика, геометрия, тригонометрия), грамматические таблицы по русскому языку, конспекты по естественным наукам –  сборник Карла Триниуса «В память о наших беседах по общей естественной истории в 1829 и 1830 годах» (Zur Erinnerung an unsre Unterhaltungen über allgemeine Naturgeschichte, in den Jahren 1829 und 1830).

Педагогическим взглядам Жуковского посвящена статья профессоров филологического факультета ТГУ Эммы Михайловны Жиляковой и Виталия Сергеевича Киселева «План учения… наследника цесаревича Александра Николаевича» в контексте педагогического наследия В. А. Жуковского».

 

RSS подписка на новости Научной библиотеки

Введите Ваш e-mail:

Яндекс.Метрика