НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

Определены основные направления доработки «Концепции развития вузовских библиотек России»

В результате обсуждения Концепции развития вузовских библиотек было получено более сорока письменных отзывов. Звонки от коллег  и обсуждения во время встреч на разных профессиональных площадках подсчитать не удалось. Эксперты были единодушны в признании актуальности работы над  Концепцией. «Особенно ценными мне кажутся попытка выявить самостоятельную позицию библиотеки в организме университета, а также обозначенная авторами Концепции возможность именно библиотеке стать институтом развития университета, «собрать на себе» процессы модернизации моделей организации исследований и образования в современном университете», – подчеркнул и.о. декана факультета журналистики Высшей школы журналистики НИ ТГУ, кандидат филологических наук, доцент И.Ю. Мясников.

Каковы на сегодняшний день основные направления доработки Концепции развития вузовских библиотек? Среди общих замечаний выделяются четыре основных  дискуссионных вектора: «экосистемный подход», четкая проработка целей и адресатов концепции, определение типологии библиотек, обозначение критериев достижения целей.

«Экосистемный подход». Эксперты считают, что требуется  расшифровка реального содержания связей и взаимодействия внутри экосистемы:

  • «Не хватает обозначения места партнеров. Чего именно библиотеки ожидают от них, чтобы достижение целей было более реалистичным? Предполагает ли концепция совместную проактивность библиотеки и ее партнеров?»  (И.Ю. Мясников)  
  • «Отдельная польза Концепции могла бы заключаться в описании системы взаимодействия вуза и библиотеки: как библиотека встраивается в работу учреждения, за какие вопросы несет особую ответственность, каким образом вузы должны помогать библиотекам и т.п.» (ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»).

Цели и адресат концепции. Большинство экспертов обратили внимание на нечеткость в определении целевой аудитории: кто в нее входит – коллеги по сообществу вузовских библиотек, члены РБА, отраслевое министерство, реальные и потенциальные пользователи?

  • «Как библиотекарям увидеть себя в Концепции»  (И.Ю. Мясников)
  • «Документ разработать нужно в том формате, который может быть принят на секции РБА.  Сейчас цель сформулирована больше для Правительства РФ, чем для вузовских библиотек» (Центр информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности НИЯУ МИФИ)
  • «Концепцию обогатила бы информация о главных целевых группах вузовских библиотек: студентах и преподавателях, их ключевых потребностях и запросах, способах и форматах работы с ними со стороны библиотек. (ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»)
  • «Студент себя не увидит» (советник ректората НИ ТГУ профессор  Г.Е. Дунаевский)
  • «Концепция нужна, чтобы послужить опорой новому менеджменту, который рано или поздно сменит старый» (Центр Интернет ПГУ, А. Боровинский).

Типология библиотек. Для эффективной работы документа эксперты считают необходимым подробно остановиться  на вопросе типологии библиотек:  

  • «Недостаточно явным представляется вопрос: на возможности и перспективы развития какой категории библиотек ориентирована данная Концепция. Это  вузы-участники проекта 5-100,   библиотеки федеральных, национальных исследовательских, региональных университетов,  все вузовские библиотеки?  … вариативность развития университетских и не университетских (но вузовских) библиотек тоже нельзя исключать»  (доктор педагогических наук, профессор, руководитель Научно-образовательного центра библиотечно-информационных технологий СПбГИК И.С. Пилко)
  • «В России существует большое разнообразие разных вузов, и они могут предъявлять к библиотекам отличающиеся друг от друга требования (ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н.А. Некрасова»).

Критерии достижения целей. Большинство экспертов указали на отсутствие конкретных параметров, критериев достижения целей: 

  • «Концепции развития традиционно включают раздел «Управление реализацией концепции и мониторинг промежуточных результатов», где отражаются «Органы управления», «Финансирование» и «Контроль выполнения мероприятий в рамках концепции». Без этого документ работать не будет. (Центр информационно-библиотечного обеспечения учебно-научной деятельности НИЯУ МИФИ)
  • «На каком историческом отрезке эта Концепция, по замыслу авторов, может считаться актуальной? Чаще всего концепции развития охватывают некоторый ограниченный период, задавая либо хронологические (с указанием годов), либо концептуальные «отсечки» (с именованием эпох, периодов, этапов) (И.Ю. Мясников)

Это четыре основных дискуссионных вектора по тексту концепции в целом. Совсем скоро, 27 ноября, в Суздале на дискуссионной площадке АППОЭР  «Миссия университетских библиотек: открытость и доступность информации» XXII-ой Международной конференции  «LIBCOM-2018» директор Научной библиотеки ТГУ М.О. Шепель представит промежуточные результаты работы над концепцией и основные замечания по ее тексту.

 

Яндекс.Метрика