НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

«Писец Александра росейской»: из истории старообрядческой письменности в Томской губернии

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.  

«Писец Александра росейской»: из истории старообрядческой письменности в Томской губернии

Коллекция рукописей НБ ТГУ сформировалась из самых разнообразных источников – рукописи попадали в библиотеку вместе с дарственными личными книжными собраниями, из расформированных монастырских и церковных библиотек, а также привозились из археографических экспедиций.

Одним из таких источников была библиотека Томской духовной семинарии, основанной в 1858 г. В составе библиотеки помимо традиционных разделов оказался своеобразный «спецхран» – так называемая «раскольничья» библиотека, где хранились книги, изъятые у старообрядцев. До 1905 г. свободное хождение старообрядческих книг и рукописей было запрещено. В случае если официальные власти находили их у кого-либо, то книги изымали, а владелец подвергался духовному суду. После суда книги не подлежали возврату, поэтому их отдавали на хранение в семинарию. Из таких изъятых книг и составилась со временем «раскольничья» библиотека. Не исключено, что ее использовали для подготовки проповедников, призванных обращать «раскольников» в «официальную» веру.

С приходом новой – атеистической – власти Томская духовная семинария была закрыта, её имущество реквизировано, а книги, в том числе и «раскольничьи», оказались в 1920 г. в университетской библиотеке, куда свозили книжные собрания закрывшихся учреждений. Полный разбор и описание семинарских рукописей были произведены лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг. На сегодняшний день выявлено около 300 рукописей преимущественно XIX в., но есть и более ранние, относящиеся к XVI-XVIII вв., а также несколько экземпляров, датируемых началом XX в. Отличить «раскольничьи» рукописи можно не только по имеющимся на них семинарским печатям, но и по сургучным печатям волостных судов и управ, по многочисленным номерам, написанным как пером, так и карандашами разных цветов. Записи такого рода делались представителями духовной консистории и семинарии при изъятии и экспертизе книги.

Среди рукописей «раскольничьей» библиотеки выделяются четыре, написанные старообрядцем-странником Александрой. Все они имеют точную дату, проставленную самим писцом: самая ранняя рукопись (Сборник уставного характера) написана в 1860 г., две других (Псалтирь и Сборник поучений, песнопений и духовных стихов) датированы годом позднее. Самая поздняя (Сборник поучений на евангельские беседы) написана в 1863 г. По хронологии переписывания текстов уже можно судить, в каком порядке старообрядец-странник обустраивал свой «духовный мир»: сначала он организовал правильный режим сакральной жизни (он содержится в Сборнике уставного характера), далее переписал тексты, исполняемые при богослужении и келейной молитве (например, Псалтирь), а потом – тексты душеспасительных бесед.

Писцовые записи показывают нам также и изменение восприятия писцом самого себя. Во всех записях он называет себя Александрой, однако в более ранних рукописях имеется ряд затертых или замытых записей, где местами можно прочесть и другое имя – Николай Иванов. В самой ранней рукописи он называет себя также Александрой Ивановым. Скорее всего, это один и тот же человек, только имя Николай Иванов (где Иванов – скорее всего, отчество) он носил до принятия крещения, в крещении же был назван Александром. В нескольких местах писец также называет себя «Александра росейской», что демонстрирует его отказ от родственников, семьи и фамилии.

Внешний вид рукописей позволяет нам заглянуть в мастерскую писца-старообрядца. Во всех рукописях имеется очень характерная орнаментика: это заставки, выполненные не слишком умелой рукой, геометрического рисунка, обычно в две краски: черную и оранжевую. Единственная миниатюра, имеющаяся в рукописях, – это изображение царя Давида в Псалтири. Миниатюра выполнена пером, также в две краски. Почерк в самой ранней рукописи более аккуратен, но со временем становится более небрежным и размашистым.

Меняются со временем и применяемые писцом материалы. Так, более ранние рукописи имеют переплеты, выполненные в традициях древнерусского переплетного искусства: это доски в коже, со слепым тиснением и застежками. Более поздние рукописи снабжены переплетами, выполненными из самодельного картона.
Рукописи Александры не только знакомят нас с работой старообрядческого писца и представляют типичный для повседневного богослужения и душеполезного чтения репертуар текстов. Они приоткрывают для нас духовный и вещный мир старообрядца-странника середины XIX в., который являлся закрытым для современников и только сейчас начинает раскрываться благодаря работе многих исследователей.

Увидеть рукописи можно в специальной витрине в профессорском читальном зале.

 

Галерея

 

Валерия Анатольевна Есипова,
доктор исторических наук,
заведующий сектором изучения фонда
отдела рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика