НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

Томские плакаты серии «Окна ТАСС»

Наряду с печатными плакатами широкое распространение в военные годы получили агитки серии «Окна ТАСС», которые тиражировались вручную с помощью трафаретов. Свою историю они ведут от «Окон РОСТА», возникших ещё в бурное послереволюционное время по инициативе художника М. Черемных. Сочетая газетный стиль подачи информации и изобразительные средства плакатной агитации, в период Великой Отечественной войны «Окна» представляли собой форму наиболее оперативного отклика пропаганды на быстро менявшуюся обстановку на фронте и в тылу. Технология их создания не давала возможности делать крупные тиражи, но позволяла организовывать производство агиток в рамках отдельной мастерской, избегая долгого издательского цикла. Свои «Окна» выходили во многих городах СССР. Осенью 1941 г. решение о начале их выпуска было принято и в Томске. Автором большинства томских плакатов стал художник М. Щеглов, эвакуировавшийся из Харькова, где уже имел опыт работы над наглядной агитацией. В собрании Научной библиотеки ТГУ сохранился 51 плакат серии, выпущенной в Томске.

«Окна ТАСС» всегда тяготели к жанру сатиры, поэтому основной задачей томских плакатистов стало высмеивание германской военной и политической верхушки, а также разоблачение бесчинств фашистских войск. Первые выпуски имели характерные названия: «Битые “козыри”», «Людоед Гитлер и его подручные», «Гитлеровская грабь-армия» и т.п. Немало сатирических сюжетов было создано и на тему взаимоотношений между странами фашистской «Оси».

Окно ТАСС №3. Томск, 1942. 155,5х102,7 см

Окно ТАСС №4. Томск, 1942. 75,5х198,5 см
Окно ТАСС №6. Томск, 1942. 69,4х150 см

Вместе с тем значительное место в «Окнах» занимал образ положительного героя – в лице воина Красной Армии, партизана или труженика тыла. Особенностью произведений томской мастерской стало повышенное внимание к тыловой тематике: человек труда либо передавал снаряды или теплые вещи бойцу на фронте, либо непосредственно разил врага результатами своей ударной работы, как, например, в плакате «Больше металла – ближе победа!» (1943). Особняком стоят сюжеты, восходящие к исторической и культурной памяти народа. В частности, на одном из плакатов советский солдат, восседающий на коне и поражающий копьем змееподобное существо, которое символизирует фашизм, весьма определенно напоминает сакральный образ Георгия Победоносца. На другом гитлеровские сателлиты предстали в виде персонажей классических басен И. Крылова.

Худ. М. Щеглов. Окно ТАСС. Томск, 1943. 82,5х130,7 см
Худ. М. Щеглов. Окно ТАСС. Томск, 1943. 82,7х131 см

Окно ТАСС. Томск, 1942. 194,8х70 см
Окно ТАСС. Томск, 1942. 142,2х88,3 см

 

***

Агитационные и сатирические плакаты наполняли фронтовую и тыловую жизнь советских людей настроением патриотизма и стойкости. В самые тяжелые периоды войны, пробуждая чувства и мысли о славном прошлом, суровом настоящем и светлом будущем, они были проникнуты верой в разгром врага. Так, сюжет выпущенного в конце декабря 1944 г. плаката В. Иванова «Водрузим над Берлином знамя победы!» пророчески изображал марш советских войск по улицам германской столицы. А итог войны подведён в агитке художника-сатирика В. Дени, которая вышла в свет спустя три дня после долгожданной победы, возвестив шутливо-праздничным лозунгом: «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!».

 

Худ. В. Иванов. М.-Л.: Искусство, 1945. Тираж 50000 экз. 86х57 см
Худ. В. Дени. М.-Л.: Искусство, 1945. Тираж 50000 экз. 79,3х57,3 см

 

Вернуться в начало

Яндекс.Метрика