Истории книжных раритетовПродолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. Книжные раритеты: гиганты и малютки из собрания книжных памятников Среди изданий, привлекающих наибольшее внимание, как правило, выделяются книги необычного размера – книги-гиганты и мини-издания. Самые известные их них всегда были показателем уровня типографского искусства разных стран и эпох. В этом выпуске мы расскажем об изданиях, хранящихся в НБ ТГУ и поражающих нас своим размером. Мы ответим на вопрос, почему их авторы и издатели выбирали столь необычные форматы для книг и с какими трудностями сталкивались, печатая их. Начнём с гигантов. Одна из самых больших книг в отделе рукописей и книжных памятников НБ ТГУ – это три тома карт и гравюр из многотомного издания «Описание Египта». Размер переплёта томов – 109 х 71 см, размер некоторых оттисков достигает в длину 114 см, в ширину – 74 см. Листы такого размера называют иногда «королевским фолио». История этого издания связана с одной из военных авантюр Наполеона Бонапарта – египетской экспедицией 1798-1801 гг. Как известно, будущий император в этом походе ставил не только военные цели – для изучения страны его сопровождал целый отряд учёных, исследователей, художников (более 2000 человек!). Среди них Гаспар Монж, Жан Фурье, Клод Луи Бертолле и др. В результате их работы были собраны многочисленные материалы, относящиеся к истории и современности Египта, заложены основы египтологии и определено её развитие на много лет вперёд. После завершения экспедиции встала задача публикации её результатов, для чего распоряжением министра внутренних дел Франции Жана-Антуана Шапталя в 1802 г. была создана специальная комиссия. Первые тома, озаглавленные «Описание Египта, или сборник наблюдений и исследований, которые были сделаны в Египте во время экспедиции французской армии, изданный по приказу Его Величества Императора Наполеона Великого», появились в 1809 г. Последующие выходили в 1812, 1817, 1822 гг., заключительные увидели свет в 1829 г. – всего 23 тома, в которых содержится около 900 гравюр. Удивительно, что всё это время публикация продолжалась, несмотря на громадные финансовые затраты и политические изменения в стране (после падения Наполеона тома «Описания Египта» выходили уже по приказу короля Людовика XVIII). Печать топографических карт осуществилась только в 1818 г., потому что Наполеон считал их военной тайной. Учитывая последовательное сокращение тиража в процессе печатания от первого тома до последнего, было издано всего 500 полных комплектов. «Описание Египта» включает 10 томов небольшого формата с описаниями, а также 13 томов с гравюрами: 10 из них большого формата и 3 – гигантского. Среди последних – топографический атлас Египта, созданный географом Жакотином. Нужно отметить, что задача печати гравюр была одной из самых сложных: во-первых, из-за объёма Усилий для публикации научных результатов экспедиции потребовалось не меньше, чем для военного похода, но и славы она принесла гораздо больше, чем авантюрная компания Наполеона, – и с точки зрения науки, и с точки зрения типографского искусства.
Если издание самых больших томов «Описания Египта» потребовало около 15 лет, то история публикации одного из самых известных мини-изданий XIX в. длилась ещё дольше!
История книги очень интересна и в некотором роде легендарна. Пуансоны для создания шрифта были изготовлены ещё в 1834 г. итальянским мастером Антонио Фарина. Своему изделию он дал название «L`ochino di mosca» (мушиный глаз). Однако при его жизни шрифт не использовался. В 1850 г. пуансоны приобрёл миланский издатель Джакомо Гноччи, который отлил с их помощью шрифт для набора и печати текста «Божественной комедии». Но он сумел напечатать только пять или шесть листов и вынужден был отказаться от сложного проекта – наборщики не могли справиться с таким утомительным для глаз заданием. В последующие двадцать пять лет шрифт переходил от одного печатника к другому, но никто не мог справиться с набором. После смерти Джакомо Гноччи его сын Джованни в 1873 г. решил завершить дело, договорившись с типографией братьев Салмин издать «Божественную комедию» к Всемирной выставке в Париже.
В НБ ТГУ хранится второе издание книги – первое, на титульном листе которого обозначена типография Салмин, встречается крайне редко. В том же 1878 г. знаменитый издатель Ульрик Хоепли выкупил оставшиеся листы и заменил титульный лист – теперь на нём стояло: Milano, Ulrico Hoepli, 1878. В фонде отдела рукописей и книжных памятников Научной библиотеки есть и другие «гигантские» книги, и более крошечные мини-издания. Многие из них вписаны в историю книжного дела и культуры в целом. Узнать об этом и увидеть воочию подобные издания можно на экскурсиях в Музее книги.
Артём Викторович Васильев,
Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.
|