«Наши, списанные с натуры русскими»Серия «Истории книжных раритетов». Выпуск 12
Инициатива издания русских типов принадлежала Александру Павловичу Башуцкому (1803-1876), который был известен как писатель, редактор и издатель журналов. Его литературное предпринимательство основывалось на стремлении формировать нравственный облик читающей публики, пробуждать народное самосознание. Очерки задумывались как описание различных сторон жизни, повседневного городского быта, социально-нравственных типов низших сословий России.
Особенное внимание уделялось иллюстрациям, придававшим всему изданию новое идейно-образное звучание. Дорогие гравюры на стали и меди вытеснялись новыми видами репродукционной техники, рассчитанной на широкий читательский круг, – политипажами, гравюрами на дереве, литографиями. Рисунки иллюстрировали отдельные эпизоды очерков, вплетаясь в текст и объясняя его, являясь графическим откликом на печатное слово. Рисунки делали художники-рисовальщики В.Ф. Тимм, Т.Г. Шевченко, иллюстрации печатались в технике гравюры на дереве в мастерской К.К. Клодта. Первый очерк «Водовоз» автора А.П. Башуцкого, напечатанный в четырех выпусках издания, был разрешен цензурой, но вызвал большой шум и недовольство правительства своим демократическим направлением. В очерке быт петербургского водовоза описан в стиле сентиментального натурализма попутно с рассуждениями о притеснениях бедняков, которые «терпят безропотно и с благородной гордостью самосознания собственной силы несут свой крест». Высокий спрос и популярность у публики – в первые дни было раскуплено 500 экземпляров – свидетельствовал об успехе издания, и постепенно появились очерки «Армейский офицер» В.В. Львова, «Гробовой мастер» А.П. Башуцкого (1842). Реклама обещала очерки с названиями: «Книгопродавец-издатель», «Сплетницы», «Русский фельетонист», «Дачники», «Человек, который помаленьку обделал свои дела» и многие другие. Выпуски «Барышня» и «Няня» написаны авторами, имена которых скрыты под псевдонимами. Женские образы раскрывают человеческие судьбы. Внутренний трагизм жизни барышни отразил социальную роль компаньонки, помощницы по хозяйству, живущей в разных домах и не имеющей ничего своего. Образ няни, воспитывающей младенцев, исполнен гармонии. Няня здесь является «опорой семейственного здания» в русском обществе. Конкретные жизненные обстоятельства и почти документальные материалы из жизни дворянских семей свидетельствуют о мемуарной природе данного очерка. Замечательным образцом снятого «с натуры» очерка стал «Уральский казак» В.И. Даля, где, по словам В.Г. Белинского, проявилось умение автора «лицо типическое сделать представителем сословия». Маркиан Подгорный – и рыбак, и охотник, и солдат, и отец, и муж; он «редкий год дома, а от урядничьего чину три раза отмаливался, хочет быть рядовым казаком». Яркие, сочные сцены рыбной ловли при помощи багров характеризуют образ жизни главного героя: «Урал золотое дно, серебряна покрышка, кормит, поит, одевает и обувает его». Впоследствии жанр физиологического очерка продолжил свое шествие на страницах журналов, коллективных и авторских сборников и стал точкой опоры в развитии реалистических тенденций русской литературы.
Гончарова Наталья Владимировна, Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru. |