НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

Новости

25 ноября 2024
Выставка «Игры прошлого и настоящего» завершает работу 30 ноября

До 30 ноября можно познакомиться с выставкой «Игры прошлого и настоящего», которая работает в холле перед абонементом на втором этаже нового здания Научной библиотеки. Это – значимая часть программы Международного месяца игр в Научке. Экспонаты из фонда Научной библиотеки и личных коллекций не только рассказывают о разных эпохах в истории игр, но и передают характерные приметы времени.

Наиболее распространенными были карточные, им посвящена первая витрина, где можно увидеть факсимильные копии западноевропейских карт XVI–XVII веков. Так, в 1979 г. в Лейпциге тиражом 999 экз. была выпущена копия колоды из 48 игральных карт, созданной в 1617 г. Сопровождается она буклетом с краткой исторической справкой на английском и немецком языках. Имя гравера оригинальной колоды 1617 года неизвестно, оно скрыто под инициалами I.M.F. На одной из карт указано имя издателя – Генрих Мюллер. Изображения представляют собой гравюры с медных пластин, раскрашенные вручную. Колода была создана как коллекционная, а не для игры, поскольку у каждой карты своя оригинальная «рубашка» с акварельными рисунками различных растений. В колоде карты четырех мастей – «червы» / «сердца» (Herz, Hearts); «пики» / «листья» (Blatt, Leaves); «бубны» / «бубенцы» (Schellen, Bells); «трефы» / «желуди» (Eichel, Acorns).

– Еще одно подобное издание также вышло в Лейпциге в 1981 году, – рассказывает один из авторов выставки, заведующий отделом рукописей и книжных памятников Кирилл Конев. – Оно включает факсимильное воспроизведение колоды из 52 игральных карт, созданных Виргилем Солисом Старшим, художником Северного Возрождения, мастером гравюры на меди и на дереве. Он работал в Нюрнберге и занимался книжной иллюстрацией. Колода была создана около 1544 г., она сочетала в себе черты, характерные для немецких элитных колод, обычных немецких колод и французских колод. Интересно, что в качестве символов мастей здесь выбраны животные и птицы – попугаи, львы, обезьяны, павлины. При этом на тузах написаны названия стандартных немецких карточных мастей. Это было необходимо в виду того, чтобы при игре стандартные масти имели свойства, которые нужно было сохранить при переходе на нестандартные масти.

Разнообразные варианты карточек использовались и для создания игр в советскую эпоху. Игра «Пионер-сигнальщик», напечатанная Всесоюзным кооперативным издательством,  знакомила детей с принципом передачи сигналов с помощью флажков по применяемому в СССР коду. Каждой букве русского алфавита соответствовал определенный сигнал флажками. Детям предлагалось освоить условные знаки и попрактиковаться в передаче тех или иных фраз.

На основе карточек была сделана также игра-пособие «Винтовка», выпущенная в Ленинграде в 1930 г. Обществом содействия обороне, авиационном и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). С ее помощью можно было изучить устройство винтовки образца 1891-1930 гг., которая состояла на вооружении Красной армии. На каждой карточке было напечатано название и изображение той или иной детали оружия.

Интересны почтовые открытки-игры из серии «Досуг бойца», изданные Художественным фондом СССР по заказу Куйбышевского областного отдела «КОГИЗа» («Книготорговое объединение государственных издательств»). Открытки печатались в годы Великой Отечественной войны и предназначались для бойцов Красной армии, которые могли скоротать свободное время игрой в простые настольные игры.

На выставке представлены также журнальные версии игр-«ходилок», в которых фишки перемещаются по полю, исходя из количества очков, выпавших на кубике. Задача игрока – прийти к финишу быстрее соперников, по возможности минуя штрафные пункты и попадая на бонусные. Характер штрафа или бонуса определялся правилами и сюжетом игры.

– Рост популярности подобных «ходилок» в СССР связывают с игрой «С утра до вечера», посвященной повседневным делам советских пионеров, – продолжает Кирилл Конев. – Она была опубликована в первом номере за 1944 год журнала «Мурзилка». Авторами текста стали писательница Наталья Кончаловская и актриса Рина Зеленая, рисунки выполнены Наталией Ушаковой, известным журнальным графиком и иллюстратором детских книг.

В графическом оформлении советских игр-«ходилок» зачастую отражались узнаваемые черты времени. Так, в двух выпусках сатирического журнала «Крокодил» за 1948 и 1994 год можно увидеть игры, графика которых выполнена в стилистике времен холодной войны или реалий России 1990-х годов.

Особый характер имела графика в изданиях для детей. Детский календарь на 1950 год, который представляет собой сборник разнообразной по жанру познавательной информации, оформлен ярким визуальным рядом. Часть страниц издания исполнена как отдельные цветные вкладыши с пояснениями, из которых можно было самостоятельно изготовить карточки или фигурки для настольной игры. 

В 1956 году для детей дошкольного и младшего школьного возраста был основан детский юмористический журнал «Веселые картинки». Он публиковал на своих страницах развлекательные и развивающие материалы, в том числе и настольные игры. Отдельные номера полностью отводились загадкам. Выпуск «Веселых картинок» №11 за 1958 год, в котором представлено 15 различных вариантов загадок, можно увидеть на выставке.

Одна из витрин выставки отводится современным форматам игр.  «Sprachmemo. Der Mensch / Языковые мемо-игры. Человек» – из серии игр, хранящихся в фонде немецкого читального зала, – направлена на максимально лёгкое усвоение основных слов определённой тематики. Игра «Мусорный монстр», поступившая в библиотеку по проекту «Кабинет Пушкинского», – пример сочетания искусства, просвещения и игры. Музей современного искусства «Гараж» в рамках собственной издательской программы и художница Наташа Югай предлагают детям и взрослым ответить на один из самых острых в сегодняшнем мире вопросов: «Зачем ты мусоришь?».

– Игра «Pasivyk» / «Догони», выпущенная в Вильнюсе в 1970 году, – из моей личной коллекции: её выделяет и время издания, и место, и беззаботность игровой механики, – комментирует специалист по геймификации, ведущий методист отдела библиотечного взаимодействия и технологии Дарья Бирюкова. – Советские игры тех лет во многом были направлены на развитие конкретных навыков, а здесь задача каждого – догнать и привести в свой домик как можно больше фишек остальных игроков. Но в процессе нужно планировать, какой фишкой делать ход, в каком направлении идти, чтобы не попасться другим игрокам. В итоге развивается стратегическое и тактическое мышление.

Игра «Микромакро», по её мнению, тоже отсылает к старым книжным традициям, опираясь на формат Wimmelbuch / виммельбух – детских развивающих книжек-комиксов.

– Но создатели этой игры вдохнули новую жизнь в привычный поиск деталей в насыщенной элементами иллюстрации, превратив их все в улики, объединённые в сценарий. На одной карте таких сценариев много, поэтому легко запутаться, от этого только сильнее пробуждается азарт, – уточняет Дарья. – В целом, мне кажется, современные игры больше обращаются к чувствам и эмоциям игроков, вне зависимости от механики.

Особый экспонат выставки – настольное дополнение к игре «Трое в горах, не считая Алисы», базовая и делюкс версии. Игра создана в рамках совместного проекта Томского областного художественного музея и Научной библиотеки Томского государственного университета и работает как сценарий для навыка «Путешествие с Научкой» для голосового помощника «Алиса». Передвигаясь по Томску и Алтаю, игрокам нужно принимать решения за путешественника из 1912 года, желающего открыть курорт. В формате аудиоспектакля игра представляет выдающихся исторических личностей, погружает в реалии начала XX века и помогает игрокам открыть новое не только в истории Сибири, но и в самих себе.

Напоминаем, что Международный месяц игр (IGM) — ежегодный праздник игр, развлечений, библиотек и обучения, к которому может присоединиться любая библиотека мира.

Все фотографии

RSS подписка на новости Научной библиотеки

Введите Ваш e-mail:

Яндекс.Метрика