НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

Плакатная агитация в союзных республиках

Не оставались в стороне от создания и распространения наглядной агитации республиканские и региональные издательства. Широко известный плакат И. Тоидзе «Родина мать – зовет!» первым тиражом в 200 000 экземпляров был выпущен центральным издательством «Искусство». Однако представленный в собрании Научной библиотеки выпуск был отпечатан в городе Фрунзе (ныне Бишкек) Киргизской ССР. Печатная плакатная агитация регулярно выпускалась в крупных городах и во всех союзных республиках, где работали не только местные художники, но и эвакуированные из оккупированных или прифронтовых районов.

 

Худ. И. Тоидзе. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1941. Тираж 2080 экз. 105,2х73 см

Тексты плакатов печатались на национальных языках, а изображения обладали своей сюжетной спецификой. Так, для народов, испытавших тяжкое бремя фашистской оккупации, особенно важна была тема освобождения, как в белорусском плакате Е. Красовского «На наши поля, на наши пороги…» (ок. 1944, на белорус. яз.). В Средней Азии, являвшейся тыловым регионом, акцент делался на трудовой вклад в обеспечение Красной Армии снарядами, амуницией и продовольствием. «Гвардейцам фронта и тыла – Первомайский привет!» (1942, на казах. яз.)  – с таким лозунгом обращался к согражданам плакат А. Риттиха, выпущенный в Алма-Ате.

Худ. Е. Красовский. Государственное издательство БССР, ок. 1944. Тираж 30000 экз. 48х34 см
Худ. А. Риттих. Алма-Ата: КазОГИЗ, 1941. Тираж 5000 экз. 62х44 см

Но главным оставался образ солдата, который своим суровым призывным видом олицетворял идею общей для всех советских народов беспощадной борьбы с врагом. Подобный настрой передает работа Н. Кочергина «Добьёмся полного разгрома немецко-фашистских войск в 1942 году!» (1942, на кирг. яз.), В. Касияна «За Родину! За Сталина! Вперед!» (1941, на укр. яз.) и Г. Мирзоева «Истреблять немецко-фашистских мерзавцев» (ок. 1942, на груз. яз.). Кумач красных знамен, силуэты танков и самолетов, фигуры поверженных фашистов – таковы основные элементы данных сюжетов, в целом универсальные для всей визуальной пропаганды военного времени.

Худ. Н. Кочергин. Фрунзе: Киргизгосиздат, 1942. Тираж 2300 экз. 86х56,8 см
Худ. В. Касиян. Харьков: Мистецтво, 1941. Тираж 15000 экз. 46,4х60 см
Худ. Г. Мирзоев. Тбилиси: Сахелгами, ок. 1942. Тираж 2300 экз. 85,4х51,8 см

Необычные детали задействовали авторы узбекского плаката «За Родину» (1942, на рус. и узб. яз.). Атака советских войск идет на фоне изображения кремлевской стены и монументального здания Дворца Советов, которое в реальности не было построено из-за войны, но здесь превратилось в символичную отсылку к образу светлого послевоенного будущего. Центральные издательства также выпускали наглядную агитацию, рассчитанную на распространение в союзных республиках. Так, издательством «Искусство» на латышском языке был издан плакат «Спасибо вам, дорогие, за освобождение от гитлеровского ига» (1944), посвященный Красной Армии, изгнавшей фашистов из Латвии. 

Худ. П. Платонов, А. Куровский. Ташкент: Госиздат, 1942. Тираж 10000 экз. 92,5х58,6 см
Худ. Е. Мекшене. М.-Л.: Искусство, 1944. Тираж 5000 экз. 62х46,8 см

 

Вернуться в начало


 

Яндекс.Метрика