НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА Томского государственного университета

На пороге космической эры: книга «Завоевание межпланетных пространств» Ю.В. Кондратюка

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.  

На пороге космической эры: книга «Завоевание межпланетных пространств» Ю.В. Кондратюка

Ровно 120 лет назад – 21 июня (28 июля) 1897 г. – в Полтаве (Украина) родился человек, история жизни которого до сих пор хранит в себе немало загадок. Звали его Александр Игнатьевич Шаргей, однако в историю мировой науки он вошел под другим именем – Юрия Васильевича Кондратюка. Известен он как выдающийся инженер-самоучка, один из основоположников отечественной ракетной техники и космонавтики, траектория судьбы которого оказалась намного запутаннее траекторий рассчитываемых им космических трасс. Недоучившийся студент Петроградского Политехнического университета. Прапорщик царской армии на Кавказском фронте Первой мировой. Дезертир из белой армии Деникина. Разнорабочий и механик, сменивший в 1921 г. имя и фамилию из-за опасений быть осужденным Советской властью за свое офицерское прошлое. Строитель зернохранилищ в Сибири, обвиненный в 1930 г. во вредительстве. Проектировщик в Новосибирском проектном бюро №14, добровольцем, ушедший на фронт и погибший в 1942 г. Таковы основные вехи биографии этого удивительного человека. О подробностях жизни Шаргея/Кондратюка можно узнать из многочисленных публикаций. Здесь же хотелось бы подробнее остановиться на его научных работах в области ракетной техники.    

Интерес к грандиозным и необычным проектам, по словам самого Ю.В. Кондратюка, проснулся у него благодаря прочтению известного в то время произведения Б. Келлермана «Тоннель» (1913), в основе которого лежал фантастический сюжет о строительстве подземного тоннеля между Америкой и Европой. Начав свои теоретические поиски в 1916 г. Ю.В. Кондратюк спустя год достиг определенных успехов, не предполагая тогда еще, что он является не первым и не единственным исследователем возможности межпланетных перелетов. В 1918-1919 гг. все наработки были обобщены им в рукописной работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить» в которой кратко излагались принципы устройства комической ракеты, оптимальные траектории ее полета, а также предложены идеи использования атмосферы для торможения космического корабля при спуске с целью экономии топлива и специального модуля, отделяющегося от основного корабля для посадки на другие планеты.

В 1920-е гг. в перерывах между «репетиторством, колкой дров и работой смазчика» Ю.В. Кондратюк продолжает свою работу, несмотря на недостаток специализированной литературы. В 1925 г. рукопись, в которой обобщались и дополнялись его предыдущие разработки, получает положительный отзыв видного специалиста в области аэродинамики проф. В.П. Ветчинкина, «ошеломивший его своей высокой оценкой». Тогда же ему удалось, наконец, ознакомиться с разыскиваемой им много лет статьей К.Э. Циолковского («Исследование мировых пространств реактивными приборами», 1911). Изучив ее Ю.В. Кондратюк смог убедиться, что его предложения не только повторяют, но и существенно дополняют выводы К.Э. Циолковского. В 1929 г. исследования Юрия Васильевича, наконец, были опубликованы под заголовком «Завоевание межпланетных пространств». Данная книга, изданная на средства самого автора тиражом 2000 экз., стала наиболее полным и разработанным вариантом его научных изысканий. 

В своей книге Ю.В. Кондратюк предлагал и обосновывал оптимальные траектории для движения ракет, с учетом вращения Земли и Луны, в частности, предложил траекторию полета с Земли до Луны. Данный маршрут, до сих пор называемый «трассой/петлей Кондратюка», был впоследствии использован США в лунной программе «Аполлон». Автор посвятил специальный раздел различным видам ракетного топлива и доказывал необходимость сброса или сжигания ракетой своих топливных баков для выхода за пределы земного тяготения (реализовано в многоступенчатых ракетах). Также им предложена идея ракеты с крыльями, способной летать в плотных слоях атмосферы (воплощена в челноках «Спейс Шаттл» и «Буран»). Кроме того, предвосхищая концепцию «Шаттла» Ю.В. Кондратюк предложил использовать специальную термостойкую «черепицу» для покрытия поверхностей, нагревающихся при торможении ракеты об атмосферу. Помимо этого автор представил идею оборудования космической станции, на орбите Луны, снабженной искусственной гравитацией, как перевалочного пункта для дальнейшего освоения космоса.

В Библиотеку Университета данная книга поступила во второй половине 1929 г. как обязательный экземпляр Государственной Центральной Книжной палаты. К моменту выхода второго издания (Москва, 1947), первое, по словам редактора П.И. Иванова, стало уже библиографической редкостью. В рамках данной выставки представлены первое и второе издание книги Ю.В. Кондратюка, а также его рукописи 1919-20-х гг. опубликованные в 1964 г.

К сожалению, Ю.В. Кондратюк не застал того момента, когда человек впервые достиг космоса. Но его научная деятельность, как и работа многих других пионеров ракетной техники, несомненно, приблизила человечество к наступлению космической эры. А его жизнь и творческие поиски служат ярким примером того, как, несмотря на все трудности и препятствия человек остаётся верен своей мечте, пусть порой и кажущейся фантастической.

Галерея

 

Кирилл Александрович Конев,
заведующий сектором
отдела рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика