«Писец Александра росейской»: из истории старообрядческой письменности в Томской губернииПродолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов. «Писец Александра росейской»: из истории старообрядческой письменности в Томской губернии
Одним из таких источников была библиотека Томской духовной семинарии, основанной в 1858 г. В составе библиотеки помимо традиционных разделов оказался своеобразный «спецхран» – так называемая «раскольничья» библиотека, где хранились книги, изъятые у старообрядцев. До 1905 г. свободное хождение старообрядческих книг и рукописей было запрещено. В случае если официальные власти находили их у кого-либо, то книги изымали, а владелец подвергался духовному суду. После суда книги не подлежали возврату, поэтому их отдавали на хранение в семинарию. Из таких изъятых книг и составилась со временем «раскольничья» библиотека. Не исключено, что ее использовали для подготовки проповедников, призванных обращать «раскольников» в «официальную» веру.
Среди рукописей «раскольничьей» библиотеки выделяются четыре, написанные старообрядцем-странником Александрой. Все они имеют точную дату, проставленную самим писцом: самая ранняя рукопись (Сборник уставного характера) написана в 1860 г., две других (Псалтирь и Сборник поучений, песнопений и духовных стихов) датированы годом позднее. Писцовые записи показывают нам также и изменение восприятия писцом самого себя. Во всех записях он называет себя Александрой, однако в более ранних рукописях имеется ряд затертых или замытых записей, где местами можно прочесть и другое имя – Николай Иванов. В самой ранней рукописи он называет себя также Александрой Ивановым. Скорее всего, это один и тот же человек, только имя Николай Иванов (где Иванов – скорее всего, отчество) он носил до принятия крещения, в крещении же был назван Александро Внешний вид рукописей позволяет нам заглянуть в мастерскую писца-старообрядца. Во всех рукописях имеется очень характерная орнаментика: это заставки, выполненные не слишком умелой рукой, геометрического рисунка, обычно в две краски: черную и оранжевую. Единственная миниатюра, имеющаяся в рукописях, – это изображение царя Давида в Псалтири. Миниатюра выполнена пером, также в две краски. Почерк в самой ранней рукописи более аккуратен, но со временем становится более небрежным и размашистым. Меняются со временем и применяемые писцом материалы. Так, более ранние рукописи имеют переплеты, выполненные в традициях древнерусского переплетного искусства: это доски в коже, со слепым тиснением и застежками. Более поздние рукописи снабжены переплетами, выполненными из самодельного картона.
Валерия Анатольевна Есипова, Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru. |