RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Обсуждалось на Форуме: как библиотекам стать клиентоориентированными

Один из треков Форума «Университетская библиотека: точки роста» был посвящён проблеме формирования новых стандартов обслуживания.

На круглом столе «Ориентация на пользователей: новые сервисы и стандарты обслуживания» говорили о причинах модернизации библиотек и бизнес-процессах в них, о поисковых сервисах и стандартах оцифровки библиотечных фондов, о создании и современных способах продвижения коллекций, оптимизации стандартных библиотечных процессов в духе бережливой логистики, об ответах библиотек на вызовы в контексте интернационализации образования. Среди спикеров круглого стола были как поставщики ресурсов и технологий, так и библиотекари, представившие свой опыт создания и внедрения новых сервисов.

Чтобы обсуждение проходило наиболее эффективно, участникам было предложено во время выступлений спикеров и дискуссии выразить своё мнение по затронутым проблемам путём интерактивного выбора ответа на поставленные вопросы. Ключевой из них был сформулирован так: «Как Вы считаете, на чём сегодня должны сконцентрировать свои усилия библиотеки?». Показательно, что три четверти участников круглого стола выбрали ответ «создание / внедрение новых сервисов для пользователей». Остальные варианты – «улучшение материально-технической базы», «формирование богатого контента», «изменение функций библиотекаря» – набрали равное количество голосов. Это говорит не только о расстановке приоритетов, но и о необходимости комплексного подхода в выборе путей трансформации библиотек.

Разбираясь в причинах отставания библиотек России в сфере внедрения новых сервисов и стандартов, участники круглого стола разошлись во мнениях: часть спикеров и эксперты утверждали, что проблема в «головах», в инертности и неумении библиотек вести грамотную финансовую политику. Но библиотекари, как показало голосование, остались убеждены, что причины в сложных финансовых и нормативно-юридических механизмах, мешающих внедрению новых сервисов, а также в отсутствии специалистов, способных разрабатывать и поддерживать актуальные сервисы.

Большое место в обсуждении заняла проблема оцифровки фонда библиотек, поскольку наличие такого контента позволяет развивать новые сервисы. Здесь участники круглого стола проявили больше единодушия: оцифровкой фонда должны заниматься профессионалы. Библиотеки также могут этим заниматься в силу своих возможностей и необходимости, делая акцент на оцифровке уникальных ресурсов из своего фонда и придерживаясь рекомендаций по стандартам оцифровки. Однако возможность развития такого сервиса, как оцифровка по запросам пользователей, ограничена законом «Об авторском праве».

Участники круглого стола не обошли вниманием и вопрос об использовании технологий для оптимизации библиотечных процессов и внедрения новых сервисов. Опытом применения одной из таких технологий поделились в докладе «Lean-проекты медицинской библиотеки: как бережливая логистика меняет стандарты обслуживания» Марина Терехова, директор Научно-медицинской библиотеки Сибирского государственного медицинского университета, и Елена Рыбакова, зав. сектором Научно-медицинской библиотеки СибГМУ. Возможно, что продемонстрированная практика повлияла на результаты голосования: никто не счёл, что использование технологий – это формализм, что не нужно ничего менять, поскольку и так всё работает хорошо. А среди используемых библиотеками технологий лидирующую позицию заняла проектная деятельность.

Интерес библиотекарей к конкретному опыту коллег в области формирования новых стандартов обслуживания выразился как в результатах голосования по вопросу, нужна ли деятельность библиотеки по интернационализации, так и в определении лучшего доклада круглого стола. Большинством голосов таковым был признан доклад заведующей отделом обслуживания Научной библиотеки Томского государственного университета Галины Сербиной «Библиотечные путеводители как современный дружелюбный способ представления электронных коллекций».

– Главной целью круглого стола было выявление тех возможностей, которые помогли бы библиотекам сделать свою работу более ориентированной на пользователя. И здесь большую роль сыграло интерактивное голосование – оно стало инструментом для самоанализа. Оказалось, что библиотеки знают свои болевые места и готовы к переменам, но нужны специалисты, которые помогут нам меняться, – подвела итоги ведущая круглого стола Ирина Котова, заместитель директора Центра цифровых образовательных технологий – директор Научно-технической библиотеки Национального исследовательского Томского политехнического университета.

Добавим, что экспертами выступили: Илья Петухов, региональный представитель EBSCO в России (Екатеринбург); Антон Молчанов, генеральный директор ООО «Политехресурс», ЭБС «Консультант студента» (Москва); Марина Терехова, директор Научно-медицинской библиотеки СибГМУ (Томск) и студентка Томского университета, читатель Научной библиотеки ТГУ Дарья Бирюкова.

Галерея

Яндекс.Метрика