RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Поэтесса Ольга Берггольц («Из коллекций книгохранилища»)

Русская советская поэтесса Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая 1910 года в Санкт-Петербурге на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. Там же, на рабочей окраине Петербурга, прошло ее детство. Ее детские и юношеские годы мало чем отличались от детства и юношества множества других молодых людей в первые годы после Октябрьской революции. В 1920-х годах она училась в трудовой школе, писала стихи. Ее первые стихи были опубликованы уже в 1924 году, в заводской стенгазете. Тогда еще никто не мог предсказать поэтическое будущее Ольги.

В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и уехала по распределению в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Литературный дебют Ольги Берггольц пришелся на начало 1930-х годов. В эти годы выходят ее рассказы для детей и юношества - сборники «Как Ваня поссорился с баранами» (1929), повесть «Углич» (1932), рассказ «Зима-лето-попугай» (1933) и другие.

В 1933-1935 годах выходят очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», повесть «Пимокаты с Алтайских» (1934), а затем ее лирические стихи, в том числе первые сборники «Стихотворения» (1934) и «Книга песен» (1936), с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

Тяжелые испытания выпали на долю Ольги Берггольц. В 1937 году ее исключили из партии, а 13 декабря 1938 года ее обвинили «в связи с врагами народа» и заключили в тюрьму. Беременная, она 197 дней провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом.» «В 1939-м я была освобождена, - рассказывала Ольга Федоровна в «Автобиографии», - полностью реабилитирована и вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо».

Во время войны поэтесса жила в Ленинграде и не с чужих слов знает, что такое блокада. Именно здесь, умирая от дистрофии, она создала свои лучшие произведения: «Ленинградскую поэму» (1942), «Февральский дневник» (1942). Душевное, искреннее повествование о жизни, и об испытаниях, которые нам сейчас кажутся просто чудовищными и невыносимыми — репрессии, гибель родных, блокада Ленинграда... А они умудрялись жить, любить и бороться. За себя, за близких, за страну... «Мы предчувствовали полыханье этого трагического дня. Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье. Родина! Возьми их у меня!»

Поэтесса была внесена немцами в список лиц, подлежащих после взятия города немедленному уничтожению. Но город выстоял. Ольга Берггольц - прижизненная легенда. Ее называли и называют «музой блокадного города», «Мадонной блокады».

После войны выходит книга «Говорит Ленинград» (1946) о работе на радио во время войны. Ольга Федоровна написала пьесу «Они жили в Ленинграде» в 1945 г., поставленную в театре А. Таирова.

В 1950 году выходит в свет героико-романтическая поэма «Первороссийск», посвященная петроградским рабочим, в 1918 году отправившимся на Алтай для создания там коммуны. За эту поэму поэтессе в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. В 1952 году О. Ф. Берггольц написала цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). О своей судьбе, неразрывно связанной с судьбой страны и народа, рассказала Берггольц в автобиографической повести «Дневные звезды» (1959), над которой работала до последнего часа, мечтая сделать своей главной книгой. В 1960-е годы вышли ее поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е - «Верность», «Память». Среди произведений Ольги Берггольц - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика. И всё это читается на одном дыхании и самое важное - заставляет задуматься и взглянуть на многое по-другому.

«Писать честно, о том именно, что чувствуешь, о том именно, что думаешь, - это стало и есть для меня заветом», - сказала Берггольц в начале своего творческого пути и осталась верна себе до конца.

Ознакомиться с творчеством О. Ф. Берггольц и её биографией вы можете выписав, имеющуюся литературу из отдела основного фонда.

 

 

Яндекс.Метрика