RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, сотрудники отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах

Пьер-Жозеф Редуте и его "лилейные"

«Лилии, патриции растительного царства, живут в лесах; они снабжены плотными луковицами и красуются в ярких одеждах, нарядные, как в праздничный день» – такие слова в качестве эпиграфа предпосланы к «Лилейным» (Les Liliacées), одному из самых масштабных иллюстрированных изданий начала XIX века. Автором альбома является Пьер-Жозе́ф Редуте́ (фр. Pierre-Joseph Redouté, 1759-1840), французский художник и ботаник бельгийского происхождения, королевский живописец и литограф, мастер ботанической  иллюстрации.

Пьер Жозеф Редуте родился в городе Сент-Юбер (бельгийские Арденны) в семье бедных художников. В детстве под руководством отца освоил рисунок и живопись. В 17 лет осиротел и отправился странствовать в поисках заработка. Цветочные натюрморты Яна ван Хёйсума (нидерл. Jan van Huysum, 1682-1749), с которыми Редуте познакомился в Амстердаме, произвели на молодого художника неизгладимое впечатление, навсегда определив дальнейшую творческую судьбу.

В 1782 г. по приглашению старшего брата Редуте приехал в Париж и при его содействии поступил на работу в театр Итальянской оперы в качестве художника-декоратора. Все свободные от работы часы Пьер Жозеф проводит в королевском ботаническом саду, создавая небольшие акварели с изображением экзотических цветов и других необычных растений. Анатомическую точность изображения, свежесть и колорит быстро оценили знатоки. Акварели Редуте вызвали восхищение королевского чиновника и страстного любителя ботаники Шарля Луи Леритье де Брютеля (L’Héritier de Brutelle, 1746-1800), который поручает ему иллюстрирование собственных работ по ботанике: Stirpes novae и Sertum anglicum. В 1786 г. Редуте благодаря Леритье побывал в Лондоне, где научился работать с микроскопом, изучая морфологию растений в королевском саду Кью.

Вторым покровителем Редуте в Париже стал Герард (Жерар) ван Спаендонк (Gérard van Spaendonck, 1746-1822), профессор рисования в Музее естественной истории. Жерар ван Спаендонк доверил Редуте подготовку двадцати рисунков для «Коллекции на пергамене», в рамках которой ежегодно, начиная с 1630 г., выходили выпуски с изображениями редких растений. По сложившейся традиции подобные иллюстрации выполнялись гуашью, что создавало большие трудности при хранении оригинала. Редуте писал свои иллюстрации акварелью.

Сотрудничество с Леритье и Спендонком отрыло для молодого художника двери научных кругов, богатые вельможи одаривают Редуте своим покровительством. В 1788 г. Редуте становится учителем рисования кабинета королевы Марии-Антуанетты. Он собирает в качестве материала для копирования самые красивые цветы из оранжерей Версаля в вазах японского и севрского фарфора. Учитель стремится привить своей ученице три базовых принципа: точность рисунка, верность колорита, стройность композиции.

После прихода к власти Наполеона Бонапарта П.Ж. Редуте становится личным художником императрицы Жозефины. В саду усадьбы Мальмезон росли редкие растения со всего света, в первую очередь с Мартиники, родины императрицы. Знаменитые учёные-путешественники Александр Гумбольдт и Эме Бонплан привезли для сада растения из Южной Америки. В этом привилегированном месте, рае для художника и ботаника, Редуте берётся за реализацию издания «Лилейные» (Les Liliacées), выпуски которого выходили с 1802 по 1816 гг.

Во вступительном слове к первому выпуску альбома автор пишет: «Сюжетом для моей новой работы я выбрал семейство лилейных, столь интересных разнообразием форм и богатством расцветок. … Длительное изучение способов гравирования, поиск верной цветопередачи при печатании, многочисленные пробные оттиски убедили меня, что искусство способно уловить и воспроизвести бесчисленные оттенки, которые мы так любим в этих цветах».

Далее Редуте сообщает, что предпринял эту работу не только как удовольствие для глаз. Давно уже натуралисты высказывали сожаление о том, что не могут сохранить лилейные в целостности в своих гербариях. Точность описания и верность изображения в гравюре сможет освободить их от этого занятия. Они найдут в альбоме точное воспроизведение каждого представителя этого семейства, а простые садоводы-любители будут рады узнать историю и характер представителей растительного царства, которые они выращивают с таким удовольствием.

Все рисунки для альбома выполнены с натуры. Каждое растение сопровождается описанием, в котором указаны научные и народные названия, условия произрастания и возделывания в культуре. Растение представлено на раскрашенной гравюре с цветком и плодами, но плоды воспроизведены в нижней части листа в чёрно-белом исполнении, с тем, чтобы аксессуары не вредили гармонии главного предмета.

Иллюстрации к «Лилейникам» включают портрет «П.Ж. Редуте, рисовальщика цветов» и 486 цветных гравюр по акварелям Редуте, выполненных большой группой гравёров (можно – профессиональными гравёрами) и отретушированных автором. Издание вышло с посвящением министру внутренних дел Шапталю.

Полное издание «Лилейных» насчитывает 80 выпусков. Каждый выпуск состоит из шести цветных гравюр и такого же количества пояснительных текстов. Один экземпляр был отпечатан на пергамене, который вместе с акварелями приобрела императрица Жозефина.

В Научной библиотеке ТГУ в составе книжного собрания Г.А. Строганова был полный комплект «Лилейных», т. е восемь томов в фолио, по десять выпусков в каждом томе. Издание выбыло из фонда университетской библиотеки в 1930 г. в результате изъятий, проведённых так называемой «ударной бригадой» Совнаркома. Экземпляр, оставшийся в библиотеке, неполный, он включает выпуски 1, 3-5; состоит из вступительной статьи, 24 гравюр и пояснений к ним. Благодаря этому обстоятельству мы имеем возможность de visu составить представление о прекрасной работе Пьера Жозефа Редуте, которого современники называли «Рафаэлем цветов».

На выставке в профессорском читальном зале экспонируется цветная гравюра с изображением амариллиса формозского по акварели Редуте с ретушью художника.

 

Галерея

 

Ольга Васильевна Крупцева,
ведущий библиотекарь
отдела рукописей и книжных памятников

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

Яндекс.Метрика