RESEARCH LIBRARY of Tomsk State University

Истории книжных раритетов

Продолжая традицию раскрывать уникальные книжные фонды библиотеки, специалисты отдела рукописей и книжных памятников предлагают вниманию посетителей цикл рассказов о наиболее интересных изданиях, рукописях и других документах. В этом году мы предполагаем познакомить Вас также и с отдельными коллекциями, история которых неотделима от истории книжных раритетов.

Азбука богословская солнца и луны

Переплёты старинных рукописей нередко содержат разные секреты, раскрыть которые помогает их исследование и реставрация. Так, недавно в Региональном центре консервации документов Научной библиотеки ТГУ реставрировали старообрядческую рукопись «Азбука рук» (1846 г.). Это сборник календарных таблиц, помогающих вычислять дату празднования Пасхи и других подвижных праздников годичного круга. Такие таблицы для лучшего запоминания нередко оформлялись в виде раскрытой ладони (например, известная «Рука Дамаскина»), отсюда – название рукописи.  

В Научной библиотеке ТГУ рукопись появилась вместе с библиотекой Томской духовной семинарии – об этом свидетельствуют оттиски соответствующей печати на ряде листов. Физическое состояние этого книжного памятника потребовало проведения реставрации, т.к. имелись механические повреждения, заломы углов, видны были утраты  и загрязнения бумаги. При этом шитьё блока хорошо сохранилось и имело необычную схему, поэтому было решено проводить реставрацию, не расшивая листы. Их очистили твёрдой губкой «Вишаб» и скальпелем, затёки обработали с помощью воды и фильтровальной бумаги. Для восполнения утрат и укрепления разрывов и заломов подобрали реставрационную бумагу в соответствии с толщиной и тоном листов оригинала, использовали специально сваренный клей из пшеничного крахмала, а для укрепления краёв применили японскую бумагу. В результате рукопись приобрела прочность, долговечность и экспозиционный вид.

Ещё в процессе подготовки к реставрации обнаружилось, что обложка рукописи склеена из двух листов; это довольно распространённая практика, при которой владелец или писец за неимением картона делал его самостоятельно, склеивая нескольких бумажных листов. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что под верхним листом имеется ещё какой-то текст. После отделения этого листа стал виден изначальный верхний лист обложки: на нём рукой того же писца было написано заглавие рукописи. Видимо, оно чем-то не устроило писца, что он решил заклеить его сверху и написать заново. На обороте листа, который использовался для проклейки, также обнаружился текст, написанный всё той же рукой. Разобрать его полностью также пока не получилось, однако удалось прочесть отдельные слова, проливающие свет на место и обстоятельства создания рукописи.

В тексте, который представляет собой черновик официального документа, упоминаются деревня Выдриха, крестьяне Егор, Платон и Федот Петровы Сухоруковы, некий Фирсов. Также упоминается о занятиях скотоводством, пчеловодством и хлебопашеством, указано количество лошадей (11) и коров (4).

Деревня Выдриха Змеиногорского уезда Томской губернии находилась на р. Убе (ныне это территория Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской обл., Казахстан) и являлась местом традиционного поселения старообрядцев поморского согласия. В Выдрихе проживал второй старообрядческий епископ Сибирский Мефодий (крестьянин Михаил Михайлович Екимов), преемник епископа Савватия (см. о нём). Вот как описывал крестьян Выдрихи Г.Д. Гребенщиков: «В шести верстах от засека Овчинниковского есть старая очень типичная деревня Выдриха, в которой ещё лучше сохранилась старина средневековой Руси. Особые представители крестьянской патриархальности могли бы служить материалом не только для литератора, но и для художника. Это не просто крестьяне, это богатые, умные и умеющие сохранять своё достоинство бояре... Таковы – местный крестьянин А.П. Фирсов, Степ. Ст. Солдатов, Сухоруковы, Санаровы и много других... Когда он (Фирсов – В.Е.) был старшиною, то часто составлял бумаги на имя высшего начальства, к которому, кстати сказать, относится и до сих пор очень почтительно и оно всегда находит в его обширном доме радушный и умелый приём».

Известно, что дела «о распространении раскола в деревне Выдриха» неоднократно рассматривались Томской духовной консисторией: в 1867, 1868, 1873 гг. и позже. Скорее всего, в рамках «борьбы с расколом» рукопись была изъята и помещена в т.н. «раскольничью» библиотеку семинарии, а оттуда переместилась в Научную библиотеку ТГУ.

Таким образом, рукопись «Азбука рук» – или, как ещё назвал её составитель, «Азбука богословская солнца и луны» – своим происхождением связана с алтайскими старообрядцами-поморцами. Не исключено, что составителем её был Фирсов – ведь одним и тем же почерком написан и текст рукописи, и заглавие, и черновик официального документа, который был наклеен на обложку. При этом в документе упоминается фамилия Фирсова, и мы знаем, что он «часто составлял бумаги на имя высшего начальства». Восстановить эти факты из истории конкретного памятника удалось лишь в процессе реставрационных работ; теперь предстоит дальнейшее изучение рукописи.

 

Галерея

Валерия Анатольевна Есипова,
доктор исторических наук,
заведующий сектором изучения и раскрытия фонда
отдела рукописей и книжных памятников

 

Екатерина Александровна Логунова,
художник-реставратор
Регионального центра консервации документов,
аспирант кафедры музеологии, культурного
и природного наследия Института искусств и культуры ТГУ

 

Ждём Ваши отклики и пожелания по адресу ork@lib.tsu.ru.

Архив выпусков

 

 

Яндекс.Метрика