„Традиции и инновационные процессы в практике школьного дела России“

Краткий библиографический указатель

 

Содержание

От составителя

I. Из истории народного образования и русской педагогики 1.1 Из истории русской педагогики
1.2. Из истории народного образования и школьного дела
Общие вопросы
Воскресные школы
Народные школы
Национальные школы
Школы Сибири
Учительство
Родительские комитеты
1.3 Политика правительства и народное образование
1.4 Земство и народное образование
1.5 Женское образование
1.6. Лицеи. Гимназии
Лицеи
Гимназии
Губернские, столичные, городские гимназии
Женские гимназии
Положения и правила о стипендиях
Частные учебные заведения
1.7. Школьные реформы
Общие вопросы
Классическое образование
1.8. Программы. Методики
Общие программы и правила
Программы и правила отдельных учебных заведений
1.9. Преподавание отдельных предметов
Древние языки
Церковнославянские языки
Словесность
Иностранные языки
Математика. Физика
География
Педагогика. Дидактика
История
II. Современные гимназии, лицеи, колледжи. Возрождение традиций и новые модели школ
2.1 Вопросы реформирования образования
2.2 Споры о школе
2.3 Национальные школы
2.4 Частные школы
2.5 Гимназии
2.6 Лицеи
2.7 Колледжи
2.8 Общеобразовательные учебные заведения г. Томска
2.9 Учительство
2.10 Зарубежный опыт
III. Именной указатель

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Составители: Т. А. Водолазова, Э. В. Сосновская
Библиогр. редактирование Г. Ф. Половцева

Телефон: 53-43-00


 

I. Из истории народного образования и русской педагогики

1.1. Из истории русской педагогики


    1. Анастасиев А. И. Основы успешного обучения. Очерки дидактики. Казань, 1902. 206 с. (128118)
    2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. / [Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров; Вступ. ст. Д. С. Лихачева, Г. М. Прохорова]. М.: Педагогика, 1985. 363 с. (1-587487)
    3. Антология педагогической мысли России XVIII в. / [Вступ. ст. с. 5—25, биогр. очерки, сост. и примеч. И. А. Соловкова]. М.: Педагогика, 1985. 480 с. (1-604295)
    4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / [Вступ. ст. с. 7—26, биогр. очерки, сост. и коммент. П. А. Лебедева]. М.: Педагогика, 1987. 560 с. (1-661463)
    5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX  — начала XX в. / [Вступ. ст. с. 5—37, биогр. очерки, сост. и коммент. П. А. Лебедева]. М.: Педагогика, 1990. 608 с. (1-749256)
    6. Багге М. Б. Идеи русской педагогики XIX века и современная школа (на примере педагогических воззрений С. А. Рачинского и В. В. Розанова) // История педагогики сегодня. СПб., 1998. С. 33—49.
    7. Баркова Н. Н. Нравственный идеал в русской педагогике (вторая половина XIX  — начало XX в.) // Педагогика. 1998. № 2. С. 70—75.
    8. Бехтерев В. М. Вопросы общественного воспитания (в сокращении) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX  — начала XX в. М., 1990. С. 501—508. (1-745746)
    9. Бим-Бад Б. Д. О влиянии русской педагогики на теорию и практику образования в мире // Вестник университета Российской академии образования. М., 1997. № 2. С. 3—5.
    10. Блюменфельд Ек. О воспитательном значении доброты. [Б. м. и г.]. 72 с. (114591)
    11. Болтунов А. П. Методы анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М., 1916. 127 с. (200866)
    12. Бунаков Н. Ф. Идеалы и средства нравственного воздействия школы и воспитывающего обучения на учеников (в сокращении) // Антология педагогической мысли России второй половины XIX  — начала XX в. М., 1990. С. 246—253. (1-745746)
    13. Валуев П. А. Современные задачи / Графа П. А. Валуева. М., 1886. [Вып.] 1: Религия и наука. 71 с.; [Вып.] 2: Воспитание и образование. 50 с. (56351)
    14. Вахтеров В. П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Русская мысль, 1901. 241 с. (67602)
    15. Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. М.: Сытин, 1913. Т. 1. 591 с.; То же // Антология педагогической мысли России второй половины XIX  — начала XX в. М., 1990. С. 520—545. (143191, 1-745746)
    16. Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1910. 110 с. (93566)
    17. Вентцель К. Н. Основные задачи нравственного воспитания. М.: Типо-лит. Рихтер, 1896. 47 с. (1-860548)
    18. Вопросы воспитания: Сборник статей. СПб.: Школа и жизнь, 1911. 63 с. (284154)
    19. Ганелин Ш. И. Проблемы идейного воспитания в русской передовой педагогике  XIX в. // Вопросы идейного воспитания в советской школе. Л., 1948. С. 5—24. (Учен. зап. / ЛГПИ им. А. И. Герцена; Т. 63).
    20. Ганелин Ш. И. Ушинский и средняя школа // Советская педагогика. 1945. № 12. С. 68—76.
    21. Годениус П. Домашнее воспитание. М.: Тип. при Набилковском училище, 1877. 16 с. (Заметки о воспитании; Вып. 1). (1-748176)
    22. Гольцев В. А. Воспитание, нравственность, право: (Сб. ст.). 2-е изд. М., 1897. 163 с. (114209, 1-787451)
    23. Демков М. И. История русской педагогии. М., 1913. Ч. I: Древнерусская педагогия (X—XVII в.). 3-е изд., доп. 302 с. (116021)
    24. Демков М. И. История русской педагогии. М., 1910. Ч 2: Новая русская педагогия (XVIII в.). 2-е изд. VII, 627 с.
    25. Демков М. И. История русской педагогии. М., 1909. Ч. 3: Новая русская педагогия (XIX в.). 532 с. (144546)
    26. Демков М. И. Очерки по истории русской педагогики. М., 1909. VII, 144 с. (70830)
    27. Дмитриева Е. Н. Проблемы воспитания в контексте культуры // Русская культура и мир: Тез. докл. участников междунар. науч. конф. Н. Новгород, 1993. Разд.: Педагогика и культура. С. 140—141.
    28. Егоров С. Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист.-пед. очерк. М., 1987. 152 с. (1-631654)
    29. Егоров С. Ф. Ценность общего образования: [Проблема образования в педагогической науке России в 19—20 вв.] // Педагогика. 1995. № 3. С. 90—93.
    30. Ельницкий К. В. Избранные педагогические статьи. М., 1896. II, 429 с. (Педагогическая б-ка, изд. Н. Тихомировым). (150500)
    31. Жуковская С. П. Прогрессивная русская педагогика второй половины XIX в. о роли искусства в формировании образованной, гуманной и нравственной личности // Русская культура  и мир: Тез. докл. участников междунар. науч. конф. Н. Новгород, 1993. Разд.: Педагогика и культура. С. 138—140.
    32. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке: [Течения в русской педагогической мысли и развитие педагогики в России с 1900 до 1930 гг.] // Педагогика. 1997. № 2. С. 73—89.
    33. Иорданский Н. Н. Основы социальноного воспитания в народной школе. М., 1919. 90 с. (В-20798)
    34. Итоги I-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике: Как индивидуализировать обучение и воспитание // Русский начальный учитель. 1911. № 6—7—8. С. 299—311. (П-186134)
    35. Итоги I-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике: Очередные задачи современной педагогики // Русский начальный учитель. 1911. №  4. С. 175—184. (П-186134)
    36. Итоги I-го Всероссийского съезда по экспериментальной педагогике: Физическое воспитание // Русский начальный учитель. 1911. №  9. С. 390—398. (П-186134)
    37. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересм. и доп. Пг., 1915. 746 с. Содерж.: Церковно-религиозная педагогия. С. 1—151; Государственная педагогия. С. 152—376; Общественная педагогия. С. 377—744. (275751)
    38. Каптерев П. Ф. История русской педагогики / Публ. подгот. В. П. Борисенкова: [Образование в России 60-х  — 70-х гг. 19 в.] // Педагогика. 1992. № 3—4, 7—8, 9—10, 11—12; 1993.  № 1—6; 1994. № 1—5; 1995. № 1—6; 1996. № 1—6; 1997. № 1—6.
    39. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели. 2-е изд., доп. СПб., 1914. 212 с. Содерж.: Национальный идеал. К. Д. Ушинский, В. Н. Стоюнин. С. 32—62; Свободное образование. С. 63—97; Средняя школа и семья. С. 120—143 и др. (263635)
    40. Каптерев П. Ф. Общий ход развития русской педагогики и ее главные периоды // Педагогика. 1992. № 3—4. С. 67—74.
    41. Каптерев П. Ф. Очерки по истории русской педагогики // Педагогический сборник, издаваемый при Главном Управлении военно-учебных заведений. СПб., 1887. Ноябрь. С. 377—406. (156083)
    42. Каптерев П. Ф. Педагогическая психология. 2-е изд., перераб. СПб., 1883. Ч. 1. 4, 429 с. (118101, 1-776829)
    43. Каптерев П. Ф., Музыченко А. Ф. Современные педагогические течения. М., 1913. 219 с. (1-827354)
    44. Кирпичников А. И. Педагогические очерки. (1867—1888). М.: Кн. маг. Думнова, 1890. 187 с.
    45. Классовский В. Основания педагогики. СПб., 1871. Т. 1. 236 с. (24365); Т. 2: Мысли о воспитании и близких к нему вопросах. СПб.; М.: Изд. Вольфа, 1872. 219 с. (В-11408)
    46. Клечковский М. Современное воспитание и новые пути. По Эльсландеру. 2-е изд. М., 1907. 92 с. (Свободное воспитание и образование; Вып., 1). (88398)
    47. Куницын А. П. Наставления воспитанникам (в сокращении) // Антология педагогической мысли первой половины XIX в. М., 1987. С. 141—146. (1-661462)
    48. Лавровский Н. А. Памятники старинного русского воспитания. [М., 1861]. 71 с. (1-843746)
    49. Лебедев А. И. Школьное дело: (Для учителей, родителей и воспитателей). 2-е изд., доп. Н. Новгород, 1914. Вып. 2: Дети. Теория и практика воспитания. Системы воспитания и новые школы. Экспериментальная педагогика и дидактика (по Мейману, Лаю, Бинэ, Нечаеву и др.). Методы исследования личности. 558 с. (263684)
    50. Лесгафт П. Ф. Школьные типы (Антропологический этюд). СПб.: Русское Богатство, 1894. 124 с. (1-806131)
    51. Липаков Е. В. Миссионерские школы в системе народного образования: (На материале Вятской губернии) // История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 483—484.
    52. Лубенц Т. Педагогические беседы. СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1903. 256 с. (145099)
    53. Лядов В. Руководство к воспитанию и обучению детей. 4-е изд. СПб., 1879. 184 с. (25370)
    54. Манасеина Мария. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. СПб.: Тип. Евдокимова, 1896. Вып. 2. 286, 4 с. (1-858702); 1897. Вып. 3. 428 с. (1-827031)
    55. Марковичева Е. В. Традиции семейного воспитания в Древней Руси IX—XIII веков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. М., 1997. 16 с. Исследования М. Н. Петерсона в Московском университете, 1885—1962 гг.
    56. Межов В. И. Материалы для истории народного просвещения в России. СПб.: Тип. Балашева, 1874. Т. 3: Литература русской педагогики, методики и дидактики с 1866—1872 включительно. III, 627 с. (1-774178)
    57. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших  времен. 3-е изд., испр. и доп. СПб., 1874. Ч. 1. 23, 604 с. (1-839597)
    58. Модзалевский Л. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших  времен: Для педагогов и родителей. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Мартынов, 1877. Ч. 2. 534 с. (1-840352)
    59. Молотов А. Семья, как основа воспитания. Б. м. и г. 26 с. Отт. из "Вест. воспитания". Кн. IV, Разд. 1: Оригинальные и переводные статьи. С. 1—26. (114594)
    60. Неженец, псевд. [Дренягин А.] Взгляд на нынешнее воспитание. М.: Тип. Грачева, 1862. 23 с. (29577)
    61. Новые идеи в педагогике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Г. Г. Зоргенфрея. СПб.:  Образование, 1912. Сб. 1: Самоуправление в школах. 160 с.; Сб. 2: Трудовая школа. 1913. 148; Сб. 3: Средняя школа. 1914. 156 с. (269932, 276965); Сб. 4: Совместное обучение. 1914. 8, 150 с. (263619); Сб. 5: Пересмотр основ педагогики Монтессори. Л., 1924. 105, 2 с.; Сб. 6: Психологическое обследование детей. 1924. 80 с.; Сб. 7: Иностранные языки. 1925. 96 с.
    62. О педагогических курсах. [Краткие сведения. Б. м., 1863]. 60 с. (31084)
    63. Оболенский Л. Е. Нравственное воспитание ребенка с точки зрения современной науки: Общедоступный этюд. СПб., 1887. 22 с. (273935)
    64. Острогорский А. Н. Образование и воспитание. СПб., 1897. 120 с. (1-839586)
    65. Петров В. М. Московская Русь: пути просвещения, (XV—XVI века) // Педагогика. 1997. № 3. С. 57—61.
    66. Пирогов Н. И. Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников  Киевского учебного округа ( в сокращении) // Антология педагогической мысли первой половины XIX в. М., 1987. С. 457—464. (1-661462)
    67. Писарев С. П. Инструкция о воспитании. (1772—1775 гг.). [Смоленск, 1881]. С. 655—664. (207675)
    68. Проблемы связи воспитания и обучения в истории школы и педагогики: Сб. науч. тр. М., 1980. 129 с. (1-423556)
    69. Родников В. История русской педагогики. 3-е изд. Киев, 1914. 123 с. (146035)
    70. Родников В. Очерки по истории русской педагогики. Киев, 1909. 119 с. (1-635960)
    71. Роков Г. Больной вопрос воспитания. Б.м. и г. 41 с. Отд. отт. из "Вест. воспитания". Кн. 7., С. 59—93. (114567)
    72. Романова Т. В. Принципы толстовской педагогики в предверии нового века // Русская словесность. 1995. № 1. С. 87—93.
    73. Рубинштейн М. М. Об эстетическом воспитании детей. М.: Типо-лит. т-ва Кушнерева, 1914. 101 с. (114253)
    74. Рубинштейн М. М. Общественное или семейное воспитание? М.: Задруга, 1916. 120 с. (92792)
    75. Рубинштейн М. М. Современное образование и нравственность. М., 1917. 47 с. (184150)
    76. Рукавишников Г. Воспитание нравственного инстинкта. СПб.; М., 1903. 15 с. (299955)
    77. Рыбникова М. Тема для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы // Вестник воспитания. 1914. № 6. С. 162—167.
    78. Сахаров И. П. Из истории педагогики: Мысли великих педагогов, древних и новых писателей о воспитании и обучении: Пособие для пед. классов сред.-учеб. заведений, учителей народных школ и самообразования. М.: Типо-лит. Кушнерева, 1907. 71 с. (108747)
    79. Семенов Д. Д. Русская книга для первоначального чтения в связи со школою: Ист.-пед. очерк. СПб.: Тип. Демакова, 1888. 34 с. (1-818716)
    80. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. 3-е изд. Киев, 1909. 112 с. (299425)
    81. Смирнов В. З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963. 312 с. В книге изложены не только педагогические взгляды видных общественных деятелей, но и рассказывается о педагогической деятельности Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. А. Корфа, И. Н. Ульянова и др.  (784259)
    82. Стойкович А. И. О неблагоразумном и превратном домашнем воспитании детей. В примерах, по способу Сальцмана: Кн. для родителей и наставников. СПб.: Тип. Байкова, 1831. Ч. 1. 32, 245 с. (В-6040); Ч. 2. 44, 8, 245 с.
    83. Столица З. К. Воспитание нравственности в подрастающем поколении. СПб., 1909. 73 с. (70122)
    84. Стоюнин В. Я. Избранные педагогические сочинения / Сост. Г. Г.  Савенок.  М., 1991. 368 с. Содерж.: Мысли о наших гимназиях, с. 32—67; О воскресных школах, с. 68—70; По поводу преобразования реальных гимназий, с. 71—83; Мысли о наших экзаменах, с. 84—103; Заметки о русской школе, с. 148—199; О преподавании русской литературы, с. 296—317 и др. (1-775502)
    85. Тимошенко П. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866. Ч. 1: Педагогика. VI, 254 с. (146514)
    86. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. 2-е изд., доп. М., 1953. 443 с. Содерж.: О народном образовании, с. 63—92; О методах обучения грамоте, с. 83—85; О свободном возникновении и развитиии школ в народе, с. 104—122; Проект общего плана устройства народных училищ, с. 123—152; Воспитание и образование, с. 238—270 и др. (504221)
    87. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании (Из собр.пед. сочинений). СПб., 1894. 54 с. (103685)
    88. Ушинский К. Д. Три элемента школы // Собр. соч. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 42—68.
    89. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт пед. антологии. 6-е изд. СПб.: Тип. Лебедева, 1884—1885. Т. 1. 480 с.; Т. 2. X, 444 с.
    90. Шаптукаева Т. А. Проблема развивающего обучения в русской педагогике и методике начального обучения во второй половине XIX  — начале XX века: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995. 21 с.
    91. Шевелев А. Н. Система мужского дворянского воспитания в России XVII—XIX веков в педагогике кадетских корпусов // История педагогики сегодня. СПб.,1998. С. 95—120.
    92. Шестов А. И. Научная педагогика и русская школа: Обзор материалов по организации школьного обучения на началах научной педагогики в Виленском учебном округе. Юрьев: Тип. Маттисена, 1916. XVI, 304 с. (1-841356)
    93. Эвергентов И. В. Введение в экспериментальную педагогику. Обоснование методики   экспериментально-педагогического исследования. Л., 1925. 116 с. (02981)
    94. Эвергентов И. В. Второй Съезд по экспериментальной педагогике (СПб., 26—31 декабря 1913 года) // Русская школа. 1914. № 2. Разд. Экспериментальная педагогика. С. 1—12; № 3. С. 130—151. (P4057 III)
    95. Эвергентов И. В. Сравнительное исследование систем обучения. Дальтон-план и классная система. Л., 1926. 75 с., диагр. и табл. (08847)
    96. Юркевич П. Чтения о воспитании. М.: Изд. Н. Чепелевского, 1865. 272 с. (100280)
    97. Яковлев П. Слепая школа. Мысли о нашем образовании и воспитании. М., 1908. 54 с. (56454)
    98. Яновский К. П. Мысли о воспитании и обучении: [Из журн. "Русская школа"]. СПб.: Тип. Скороходова, 1900. II, 229 с. (67393)